Цилиндр занятие в средней группе. "веселая математика" фэмп (средняя группа). Физкультминутка: «Кто самый внимательный?»

Задачи:

2. Развивать умение определять день недели по счёту (в пределах 5). Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения.

3. Воспитывать умение работать самостоятельно. Воспитывать интерес к математике. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка».

Материал

Демонстрационный: презентация, конверт с письмом, «речка», игрушки: ёжик, зайка; 2 домика, геометрические фигуры: шар, куб (10 шт), цилиндр; 3 обруча.

Раздаточный: угощения, медальки с изображением геометрических фигур: шар, куб, цилиндр.

Описание непосредственно образовательной деятельности.

1. Здравствуйте ребята (здравствуйте). Поздоровайтесь с гостями. Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, около дверей увидела письмо от лесной феи, хотите узнать, что там написано? Воспитатель читает письмо. Ну что ребята, отправимся в гости к лесной фее? (Да). Но как нам узнать в какой день нам нужно отправиться в гости? (Нужно по - считать дни недели). Правильно, для начала вспомним какой сегодня день недели? (Среда). А какие дни недели вы знаете? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Какие рабочие дни? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница). Какие выходные дни? (Суббота, воскресенье). Назовите первый день недели (Понедельник). Пятый день недели (Пятница). Второй день недели (Вторник). Четвёртый день недели (Четверг). Третий день недели (Среда). Так мы сможем сегодня отправиться? (Да). А отправимся мы с вами на воздушном шаре. Закрываем глаза, представляем, что мы летим высоко над землёй, вокруг поют птицы звонкие песни. В это время звучит музыка .

2. Открываем глаза, вот мы и прилетели в сказочный лес. Ой, ребята, смотрите какая полянка цветов. Посмотрите, кого вы видите на полянке. (Бабочек). Сколько бабочек на верхнем цветке? (3). Сколько на нижнем? (2). Ребята, посмотрите бабочки с нижнего цветка перелетели на верхний. Сколько стало бабочек? (5). Как мы получили 5 бабочек? (К 3 добавили 2, получилось 5). Бабочкам мало места на одном цветке и три улетели обратно, сколько бабочек осталось? (2). Как мы получили 2 бабочки? (5 было, 3 улетело, осталось 2). Молодцы, отправляемся дальше в наше путешествие.

Ах, ребята, какая речка, но она не простая, а волшебная, как весь этот лес. Кто мне скажет, кто обитает в речке? (Рыбы, раки). А в этой волшебной речке обитают геометрические фигуры. Посмотрите, какая это геометрическая фигура? (Шар). А эта? (Цилиндр). А эта? (Куб). Правильно. Ой, а мостик то сломан и что бы нам перебраться на тот берег, нужно его починить. Перила слева у мостика есть, а перил справа нет. Постройте одинаковые перила, как вы это сделаете? (Поставим столько же кубиков, сколько слева). Молодцы! Сколько кубиков слева? (5). А сколько ты поставила справа? (5). Одинаково по количеству? (Да). Отправляемся дальше в путь.

Ребята, посмотрите, кто же ждёт нас на полянке? (Ёжик и зайчик). Зайка решил посадить перед своим домиком грядку с морковкой в одну линию, а ёжик клумбу с цветочками по кругу. Кто им поможет? Сколько ты посадила морковок? (5). А сколько цветочков? (5). Одинаковое количество цветочек и морковок? (Да). А одинаково они расположены? (Нет, цветочки расположены по кругу, а морковки в ряд). Молодец! Ой, ребята, вот мы и пришли к лесной фее. Голос феи.

Ребята, подойдите все ко мне мы с вами будем превращаться в геометрические фигуры. Воспитатель одевает детям на шею медальки с изображением геометрических фигур: куб, шар, цилиндр. Посмотрите все на свои медальки, что на них изображено? (Геометрические фигуры, шар, куб, цилиндр). А вот и «домики» геометрических фигур. На полу расставлены три обруча, рядом с которыми стоят геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр. Когда будет играть весёлая музыка, вы будите гулять на полянке, но как за звучит спокойная и тихая музыка вам нужно вернуться к себе «домой». Вот и поиграли мы с вами. Нам пора возвращаться обратно в садик. Закрываем глаза, представляем, что мы летим высоко над землёй, вокруг поют птицы звонкие песни. В это время звучит музыка . Открываем наши прекрасные глаза, вот мы и вернулись обратно. Кто мне скажет, где мы сегодня были? (У феи в лесу). А чем мы сегодня занимались? (играли в геометрические фигуры, помогали зайке и ёжику, строили мостик, считали бабочки). Вам понравилось наше путешествие? (Да). Спасибо ребята, а лесная фея вам передала угощение, и мы с вами будем пить чай в обед с угощениями. Попрощайтесь с гостями.

МДОУ д/с № 3 «Светлячок»
Паршина Ольга Алексеевна
Воспитатель детского сада
Средний возраст

Занятие по математике в средней группе.

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, вперед, назад.

Наглядный материал: игрушки (5 шт.), чашки кукольные (5 шт.), 3 стула, фигуры (куб, шар, цилиндр).

Раздаточный материал: фигуры (куб, шар, цилиндр) по количеству детей.

Ход занятия

1 часть. Игровая ситуация «К нам пришли гости».
Воспитатель сообщает детям, что к ним пришли в гости игрушки (сажает 5 кукол). Выясняет у детей, что нужно сделать, чтобы узнать сколько пришло гостей? Ответы детей: «Нужно посчитать».
Воспитатель считает вместе с детьми и делает обобщающий жест и уточняет у детей: «Сколько пришло гостей?»
Дети: «5».
Воспитатель предлагает угостить гостей чаем и поставить каждому чашку. Один ребенок ставит чашки напротив каждой игрушки. И считает, сколько он поставил чашек (4).
Воспитатель уточняет: «5 кукол и 4 чашки – сравните, что больше? (5 кукол больше, чем 4 чашки). 4 чашки и 5 кукол сравните, что меньше? (4 чашки меньше, чем 5 кукол). Как сделать так, чтобы и кукол и чашек стало поровну?»
Дети обсуждают два способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок уравнивает предметы одним из способов.
«По сколько стало кукол и чашек?» - выясняет воспитатель.
Затем восстанавливает неравенство и просит другого ребенка установить равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование числа 5.

2 часть. Игровое упражнение «Найди свое место».
Воспитатель ставит три стула и на них ставит геометрические фигуры (куб, цилиндр, шар).
Перед игрой воспитатель показывает фигуры, предлагает назвать форму и показать какие действия можно выполнять с ними.
Воспитатель показывает куб:
- Как называется фигура? (Куб).
- Что у него есть? (Стороны и углы).
- Какие действия можно с ним выполнить? (Поставить).
Воспитатель показывает шар:
- Как называется фигура? (Шар).
- У него есть углы и стороны? (Нет, он гладкий).
- Какие действия можно с ним выполнить? (Прокатить).
Воспитатель показывает цилиндр:
- Как называется эта фигура? (Цилиндр).
- Чем похожи цилиндр и шар? (Их можно прокатить).
- Чем похожи цилиндр и куб? (Их можно поставить).
Воспитатель вызывает три группы детей и раздает им фигуры и объясняет:
- Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит вам надо найти свое место.
Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так, (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали,
А потом они ходили (ходьба по медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали!

3 часть. Игровое упражнение «Куда пойдешь и что найдешь?»
Воспитатель прячет знакомые детям игрушки в разные места группы.
Затем воспитатель загадывает загадки:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Это зверь лесной…
Дети: «Медведь».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится медведь справа или слева от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:

Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела…
Дети: «Божья коровка».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится божья коровка слева или справа от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Слушайте следующую загадку.
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из…
Дети: «Лейки».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится лейка впереди или сзади от вас?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Слушайте следующую загадку.
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы
У него усы как спицы.
Он мурлычет песнь поет,
Только мышь его боится
Угадали? Это…
Дети: «Кот».
Воспитатель:
- Молодцы, отгадали загадку. Скажите, где находится кот сзади или впереди от вас?
Ответы детей.
В конце занятия воспитатель подводит итоги занятия.

(средняя группа)

Цель:

  • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).
  • Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.
  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: игрушки (3 – 4 штуки), цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка в форме цилиндра).

1 часть: игровое упражнение «Разложи предметы по форме».

На столе расставлены предметы: мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка. Уточняю название предметов и предлагаю разделить их на 2 группы (по форме).

После выполнения задания прошу детей назвать, какие предметы имеют круглую форму.

Обращаю внимание детей на цилиндр, даю ему название и объясняю, что цилиндр похож на каток, валик. Предлагаю нескольким детям показать цилиндр. Затем дети вместе со мной выясняют, что можно делать с цилиндром, а что с шаром.

Обобщаю действия детей: «Цилиндр и шар – это геометрические фигуры. их можно катать, а цилиндр еще и ставить».

Предлагаю определить форму стакана, коробки, банки.

2 часть: игровая ситуация «Прилетели бабочки».

У каждого ребенка двухголосная карточка, в верхнем ряду которой на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (5 бабочек). Предлагаю детям взять с подноса столько же бабочек, сколько наклеено на карточке, и расположить их в нижнем ряду близко к друг другу. Затем уточняю: «Одинаково ли расположены бабочки в верхнем и нижнем ряду? Сколько бабочек в верхнем ряду? Сколько бабочек в нижнем ряду? Что можно сказать о количестве бабочек в верхнем и нижнем ряду? (поровну ли бабочек?)». Прошу ребят расположить бабочек в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду, и рассказать о способе уравнивания.

Физкультминутка «Бабочки летают»

Предлагаю детям показать, как летают бабочки. Упражнение выполняются под музыку.

3 часть: игровое упражнение «Поручение»

Перед началом занятия прячу в группе игрушки.

По указанию вызванный ребенок двигается в заданном направлении и отсчитывает определенное количество шагов. При правильном выполнении задания ребенок находит игрушку.

Упражнение повторяется 2 – 3 раза с участием других детей.

Итог: чем мы с вами сегодня занимались?

Что нового еще узнали сегодня?

Что именно вам понравилось? (какая игра)

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (средняя группа)

Показать независимость счёта от формы расположения предметов в пространстве

Продолжить знакомить детей с цилиндром на основе сравнения его с кубом и шаром. Совершенствовать представления о значении слов «далеко», «близко»

Развивать внимание, речь.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарная работа: куб, шар, цилиндр

Оборудование: набор геометрических тел разной формы и цвета, конструктор, счетный материал (цветы, ёлочки, изображения плотника, изображения скамеек, шнуры.

Время проведения: 29.03.2016.

Конспект составила: Муравьева Н.А.

Ход занятия

1. Подготовительная часть

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

Топором, рубанком

Выстругивает планки.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник)

Показ слайдов с изображением плотника.

Воспитатель кратко рассказывает о профессии плотника и столяра.

Плотник и столяр – одни из самых древних профессий. Первое, что сделал столяр, - самая необходимая мебель: стол, стул, кровать. Поэтому и корнем слова СТОЛЯР является СТОЛ. Плотник и столяр являются родственными профессиями. Плотники и столяры еще в 11 веке были очень уважаемыми людьми на Руси. Их называли рубленниками и топорниками. Ведь при помощи топора плотник мог сделать все, что понадобится. Недаром появилась пословица: плотник топором обувается, обедает и подпоясывается.

Воспитатель: Для того чтобы сделать мебель, плотник должен хорошо уметь считать и знать геометрические тела. (Картинка плотника)

2. Основная часть.

Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку:

1.Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).

2.Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар).

3.Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать. (Цилиндр).
Воспитатель: Найдите эти геометрические тела у меня на столе (на столе разложены шары, цилиндры, кубы разные по цвету, размеру, форме.)

Дети : отвечают.

Воспитатель: Посмотрите сколько много у меня геометрических тел, попробуйте разложить их по кучкам – цилиндры, шары, кубы.

Дети : раскладывают геометрические тела.

Воспитатель: Попробуем найти похожие и отличительные признаки куба, цилиндра, шара.

Дети : цилиндр и шар могут катиться, цилиндр и куб можно поставить на ровную поверхность.

Воспитатель: Посчитайте все цилиндры, шары и кубы.

Игра «Строим игровую площадку»

Воспитатель: А сейчас, мы разделимся на 2 команды и попробуем побыть в роли плотника и построим игровую площадку из конструктора.

Дети : строят игровую площадку из конструктора, состоящего из кубиков, цилиндров, шаров.

Воспитатель: Расскажите о своей игровой площадке. Какие геометрические тала вы использовали больше всего? Какие геометрические тела вы использовали меньше всего. Молодцы!

Воспитатель: Задание первой команде - посадит вдоль игровой площадки ёлочки по прямой. Второй команде - посадить клумбу с цветами по кругу. (Детям дают раздаточный материал для выполнения задания)

Дети : выполняют задание

Воспитатель: Хорошо. Посчитайте сколько ёлочек посадила 1 команда, и сколько цветочков посадила вторая команда?

Дети : поровну.

Воспитатель: Задание первой команде – расположите вот эти 2 скамеечки близко друг к другу. Задание второй команде - расположите 2 скамеечки на своей площадке далеко друг от друга.

Воспитатель: а теперь, немного поиграем. Игра со шнурами на совершенствование понятий «Близко», «Далеко».

Дети выполняют прыжки, через близко расположенные шнуры и далеко расположенные шнуры, рассуждая во время игры как им приходиться прыгать если шнуры расположены близко и далеко.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо помогли нашему плотнику и он говорит вам спасибо.

3. Заключительная часть

Попробуйте дома рассказать мамам о профессии плотника и столяра. Рассмотрите свои игрушки и подумайте из каких геометрических тел состоят ваши игрушки.


Основная образовательная деятельность : Познание.

Цель : Развитие умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (т. е. свойства цилиндра ) и соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами, развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальной активности.

Программные задачи :

1. Воспитательные : Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.

2. Развивающие : Развитие умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели, обогащать речь детей словами, обозначающими признаки предметов.

3. Образовательные : Формирование умений считать до 5, находить новые способы использования знакомых предметов, формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.

1. Демонстрационный материал: картинки с изображением предметов цилиндрической формы , цилиндры разного диаметра и высоты.

2. Раздаточный материал: карточки с «паспортом» цилиндра, м одели цилиндров и кубик , цифры 1- 5.

Ход занятия

1. Знакомство с цилиндром и его свойствами .

Дети сидят за столами, на столах перед ними стоят коробочки, в которых находятся модели геометрических тел разного размера.

1. Воспитатель показывает детям картинки. На которых изображены стакан, колбаса, шляпа- цилиндр , банка цилиндрической формы , клей-карандаш.

Что общего вы заметили на этих картинках? (У всех предметов похожая форма) .

(При затруднении ответов на вопрос, можно задать наводящие вопросы)

Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы? Их размер? Цвет? Назначение?

Воспитатель: Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами . Найдите цилиндры на своих столах ( среди цилиндров предметы других форм- шар, параллелепипед, конус). Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами : пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы ЛЭП.

2. Знакомство со свойствами цилиндра .

Воспитатель: Знаете ли вы, почему цилиндр так называется ? Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?

Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши, кубик.

Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры . Вы убедились, что цилиндр оказывается может катиться. Слово « цилиндр » в переводе с греческого – «каток» , «валик» . Одним из его свойств является то, что его можно катить.

Воспитатель: Ребята, предлагаю разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы . Возвращаетесь к столу, на котором стоят разные цилиндры . Предлагаю найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур признаки отличия. (например : цилиндры , равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которых они сделаны (из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные) .

Физкультминутка с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры- непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

К ним поближе подбегать. (бег на месте)

Дружно глянем все налево.

Что там? Это же … квадрат.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте) .

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это – … круг.

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте) .

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,

До овала доставай! (Дети прыгают с поднятыми вверх руками) .

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

Приседаем: раз – два – три,

Все фигуры повторим! (Дети приседают).

3. Игра «Паспортный стол» .

Воспитатель: Ребята, у вас на столах карточки от 1 до 5. Предлагаю рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов :

Вопросы воспитателя :

Сколько всего фигур? (Показывают цифру) .

Какая по счёту, начиная слева, красная фигура, синяя, зелёная? (Показывают цифры) .

Какого цвета вторая фигура, пятая фигура? (Жёлтая, коричневая) .

Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.

Сколько цилиндров ? (Хлопают в ладоши) .

Почему хлопнули 4 раза? (Первая фигура не цилиндр ) .

Можно ли с помощью таких фигур перемещать груз? Попробуйте.

После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.

4. «Паспорт» цилиндра.

Воспитатель: Я поставлю цилиндр на стол , а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз. Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать? А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз , что вы видите? В результате обсуждения приходят к выводу :

Значит, если хотят рассказать о цилиндре , это делают так :

Это «паспорт» фигуры. О чём по нему можно узнать? (О высоте цилиндра , его толщине) .

Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику , а основания цилиндра – к кругам и показывает таким образом, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.

Воспитатель: У вас на столах разные цилиндры . Сейчас я каждому дам «паспорт» , по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр .

Итог занятия.

С какой новой фигурой познакомились?Какие свойства этой фигуры вы узнали?

Похожие статьи