Если ребенок невнимательный. Помощь невнимательному ребенку в школе и дома Невнимательность ребенка на уроке что делать

"Наш ребёнок пошёл в этом году в школу, а учителя постоянно жалуются, что он невнимательный, на уроках часто отвлекается. Что делать?" - написала в редакцию молодая мама Марина Немоляева. В нашей почте немало писем на эту тему. Значит, на волнующий многих вопрос настала пора найти ответ.

СПРОБЛЕМОЙ невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети только-только пошли в школу. И это вполне понятно, поскольку учёба требует от ребёнка большой концентрации внимания. Если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями "быть более внимательным" здесь не обойтись. Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах рассеянности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной помощи.

Хронические заболевания, общая болезненность ребёнка

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети станут более усидчивыми и внимательными.

Индивидуальные особенности нервной системы

Для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое. Учащимся со слабой нервной системой, напротив, свойственно неустойчивое, плохо переключаемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребёнка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения. Чтобы это понять, нужно обратиться к психологу, невропатологу.

Переутомление и перегрузки

Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Нередко график школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что он едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остаётся, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности. Необходимо научиться оставлять время на отдых, игры. Возможно, придётся убрать из расписания какие-то внешкольные занятия.

Возрастные ограничения в развитии внимания

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки "по невнимательности". Следует понять, что это нормально. На протяжении обучения в начальной школе внимание будет постепенно тренироваться, развиваться, будет увеличиваться его объём. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно хорошо концентрироваться на том, что делают.

Ребёнку неинтересно

Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то для них "недостаточно значимого". Нередко это именно учёба. А играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером они могут до бесконечности. Пробудить у ребёнка интерес и к школьным занятиям - задача для родителей непростая. Требуется терпение и искренний интерес к жизни малыша, его занятиям. Его нужно вовлекать в "нужную" деятельность ненавязчиво, без ремня и порки. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина и Т. А. Мешкова: "Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребёнку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания".

Это процесс длительный. Но необходимый для полноценного психического развития.

Развитие концентрации внимания

Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить сосредоточенность. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Очень хорошо и полезно использовать упражнения на воспроизведение последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.

Увеличение объёма внимания

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребёнку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу, выполнение задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.).

Навыки переключения внимания

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, состоит в том, что занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д.

Как именно проявляется невнимательность у ребенка?

  1. Всю работу, особенно школьные задания, он делает быстро и слишком поверхностно.
  2. В работе допускает очень много ошибок.
  3. Он не уделяет достаточно внимания.
  4. Ребенок слишком быстро устает даже от небольшого количества работы.
  5. Ребенок делает работу очень медленно.
  6. Высокий уровень мечтательности.

Ребенок рассеянный и невнимательный

Рассеянный и невнимательный ребенок – это не диагноз. И об этом стоит в первую очередь помнить всем родителям. Произвольное внимание можно тренировать даже в раннем возрасте. На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разнообразные динамические игрушки, которые предназначены для улучшения внимания у детей до одного года.

Если же расстройство внимания развилось у ребенка со временем, например, когда он пошел в детский сад или школу, можно попытаться устранить основные причины невнимательности. Педагоги рекомендуют отвести детям в доме отдельное место, где они всегда будут готовиться к урокам. Необходимо, чтобы оно было хорошо организовано.

Не забывайте, что детям нужно правильно питаться, ведь недостаток омега жирных кислот приводит к уменьшению внимания. Сегодня уже не нужно заставлять ребенка есть рыбий жир или рыбу. На современном фармацевтическом рынке представлено много различных добавок, которые богаты на эти жиры. Они поддерживают психическое и физическое здоровье малыша.

Ребенок невнимателен на уроках

Успех ребенка в школе сильно зависит от его внимательности. Как правило, дети становятся рассеянными, если родители не принимают участия в их воспитании. Именно поэтому нужно стараться развивать внимательность своего ребенка еще с первых классов школы. Прежде всего, психологи рекомендуют выяснить, что именно учителя и родители скрывают за понятием «невнимательность». Также нужно обратить внимание на то, как именно проявляется рассеянность у вашего ребенка.

Бывает такое, что дети невнимательны только на каком-то конкретном уроке, тогда, скорее всего, ему не нравится данный предмет или учитель не слишком понятно объясняет материал. Если же ребенок рассеянный не только в школе, но и дома, это может означать, что его что-то беспокоит.

Родители могут помочь своему ребенку улучшить внимательность с помощью простых психологических методов и специальных игр. Также не забывайте, что для внимательности очень важно соблюдать определенный режим дня. Помните, что ребенок будет менее рассеянным, если домашнее задание, игры и время на себя будут проходить по заранее написанному плану.

Если ребенок медлительный и невнимательный

Медлительные дети отличаются низкой лабильностью нервных процессов, которые определяют, насколько быстро ребенок сделает то или иное задание. Взрослые люди могут при необходимости изменить темп своей деятельности, но даже у них это происходит не сразу. Детям же делать это крайне сложно.

К сожалению, большинство психологов придерживаются мнения, что медлительность у ребенка с низкой подвижностью нервных процессов не пройдет никогда. Так как она является их индивидуальной особенностью. Конечно, со временем все действия ребенок сможет выполнять быстрее, чем раньше, но всегда будет отставать от своих сверстников.

Для того чтобы медлительные дети не теряли внимательности во время выполнения любых заданий, особенно школьных, их ни в коем случае нельзя заставлять работать быстрее. Необходимо создать идеальные условия, при которых ребенку будет комфортно. Психологи утверждают, если выбить такого человека из колеи, то ему будет очень сложно вернуть себе внимательность.

Ребенок заторможенный и невнимательный

Уже в младенчестве можно определить, является ли ваш ребенок заторможенным или нет. Такие дети вяло и неохотно сосут грудь матери, много спят и достаточно быстро засыпают. Но если в маленьком возрасте это не пугает родителей, то в начальных классах начинает достаточно сильно беспокоить. Это объясняется тем, что заторможенный ребенок часто невнимательный, что негативно сказывается на его работе.

Как только вы заметили, что ваш ребенок излишне инертный, необходимо сразу же начинать побуждать его быть более активным. Прежде всего, психологи рекомендуют не делать следующие вещи:

  1. Не заставлять делать домашнее задание сразу же после того, как школьник вернулся домой. Ему нужно сделать перерыв хотя бы на два часа.
  2. Письменные задания не стоит заставлять часто переделывать, даже если он не сделал их аккуратно первый раз. Это может привести к тому, что у ребенка выработается негативное отношение к учебе.
  3. Не оставляйте ребенка одного, когда он делает домашнее задание.
  4. Не стоит заставлять малыша играть в командные подвижные игры. Он будет тормозить всю команду, а это приведет к негативным последствиям для обеих сторон.
  5. Не наказывайте ребенка, если он делает все слишком медленно.

Ребенок неусидчивый и невнимательный

Неусидчивость и невнимательность, чаще всего, объясняются тем, что ребенок просто не готов еще к школе из-за особенностей своего физического и психического развития. Некоторым детям скучно в начальных классах, потому что они уже выучили этот материал дома. Другие, наоборот, не могут понять задание, поэтому их внимательность сильно страдает.

Чаще всего таким детям ставят особый диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Для лечения такого состояния психологи рекомендуют использовать специально разработанные методики, благодаря которым поведение ребенка корректируется. В эти методики входит и психотерапия. Ребенок быстрее адаптируется и сможет изменить свой образ мыслей.

Иногда используется и медикаментозное лечение, но стоит понимать, что любые лекарства в таком случае должен назначать специалист.

Лечить расстройство внимания можно разными способами. Они зависят от множества факторов – от причин и происхождения этого симптома, а также самого человека – его характера и индивидуальных особенностей.

Корректировать рассеянность у ребёнка можно при помощи специальных занятий, направленных на улучшение концентрации. Таковыми являются головоломки и логические задачки, которые малыш должен решать. Также важно чётко распределить занятия на день, выделив побольше времени для физической активности и полноценного отдыха. Если психические заболевания у ребёнка не обнаружены, то причиной рассеянности, скорее всего, будет отсутствие интереса к предлагаемым занятиям. Так что на начальном этапе корректировки нужно попробовать решить проблему без привлечения лекарственных препаратов. Необходимо увлечь малыша, чтобы ему самому было интересно то, чем он занят – тогда он сможет лучше концентрироваться.

Растущий детский организм требует баланса полезных витаминов, ведь его отсутствие тоже может стать причиной проблем с внимательностью. В таком случае полезно будет попринимать комплекс витаминов. Если же проблема возникла вследствие нарушений в иммунной системе, можно пройти курс лечения иммуностимуляторами.

Лекарственное лечение

Среди медикаментов, которые могут лечить рассеянность у ребёнка, выделяют психостимуляторы, которые нужно принимать под контролем врача.

  • Глицин, являющийся ноотропным лекарством. Он способствует улучшению умственных способностей, увеличивает работоспособность, влияет на повышение защитных процессов в ЦНС. Дозировка составляет приём 1 табл. под язык.
  • Пирацетам, улучшающий мозговой обменный процесс, что помогает лучше усваивать школьный материал. Для детей суточная доза лекарства составляет 30-50 мг.

Побочные эффекты: раздражительность, тревожность, тошнота, диарея, головные боли, тремор, судороги.

Противопоказания: нельзя принимать детям с диабетом и аллергиями на фруктовые соки. Также нельзя назначать младенцам до 1 года.

  • Биотредин, положительно влияющий на когнитивные функции мозга. Он повышает внимательность и улучшает память. Дозировка для детей составляет по 2 мг/кг массы тела на 3-10 дней.

Противопоказания: не принимают совместно с антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами.

  • Фенибут, способствующий улучшению притоку крови к мозгу – он улучшает мозговую работоспособность, память, и помогает лучше запоминать большой объём информации.

Противопоказания:

  • беременность;
  • при кормлении грудью;
  • печёночная недостаточность.

Дозировка лекарства для детей составляет 20-250мг. Более точно её назначает врач, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Побочные эффекты: может проявляться тревожность, раздражительность, чрезмерная возбудимость.

Физиотерапевтическое лечение

Рассеянность у ребёнка может корректироваться без применения лекарственных препаратов – курс состоит из различных процедур, среди которых коррекция нейропсихологическим и педагогическим методами, психотерапия, способы модификации поведения. Применяются и физиотерапевтические процедуры.

  • Лазерная терапия – курс включает 7-10 процедур, за одну из которых производится облучение 3-5 зон организма.
  • ДМВтерапия, состоящая из 8-10 процедур.
  • 5-10 ингаляционных процедур.
  • Курс УФО носоглотки на 3-5 процедур.
  • Курс УЗИ, состоящий из 8-10 процедур.

Родителям нужно пройти консультацию у психотерапевта, где им объяснят что они не должны воспринимать такое поведение ребёнка негативно – он не делает это нарочно, поэтому к нему нужно относиться терпеливо и с пониманием. Также необходимо следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня – в определённое время ел, делал уроки, ложился спать. От избытка энергии пусть избавляется во время долгих прогулок, бегая, прыгая, совершая физические упражнения.

Потому как такому ребёнку трудно сконцентрироваться, старайтесь не загружать его заданиями – пусть будет только одно на отдельный временной промежуток. Также следует тщательно подбирать ему партнёров по играм – они должны быть спокойными и уравновешенными.

Народное лечение

Рассеянность у ребёнка можно лечить некоторыми народными средствами.

Например, хорошо подойдут ягоды можжевельника. Их необходимо есть, начав с 1й штуки в сутки, и так, постепенно увеличивая на одну, дойти до 12 штук. Далее необходимо провести обратный курс – в порядке убывания.

  • Татарник колючий – траву заливаем 20г кипятка и оставляем на маленьком огне на 10 минут. Получившуюся настойку нужно пить 3-4 раза в сутки 1 ст.л.

Перемешайте между собой по 2 части порезанного сухого корня розовой родиолы и эхинацеи и прибавьте к получившейся смеси шишки хмеля (1 часть). Столовая ложка этого сбора заливается стаканом кипятка и настаивается в течение четверти часа. В получившийся отвар добавляют мёд (2 ч. л.) и пьют в течение дня, поделив содержимое на 3 части. Длится такой курс примерно месяц.

  • Траву бессмертника заливают кипятком (примерно 10грамм), после чего эту настойку нужно завернуть в полотенце и оставить настаиваться в течение 30-40 минут. Когда отвар будет готов, его нужно пить в дозировке треть стакана. Процедура выполняется 3раза/сут.

Очень полезен для организма в целом, и улучшения внимательности в частности, обыкновенный чеснок. Съедайте перед каждым приёмом пищи по 1-2 зубчика.

Лечение травами

Улучшать внимание ребёнка можно при помощи различных способов. Не помешает в этом случае приём лечебных трав. Они положительно влияют на организм, хотя нельзя забывать о том, что такое лечение тоже должно назначаться врачом. На рассеянность у ребёнка хорошо действуют такие травы, как ромашка и мелисса. Они способствуют лучшей концентрации, оказывая успокаивающий эффект.

Применяется также такой метод, как фитотерапия.

  • Положительное влияние оказывает настойка из боярышника – её пьют по четверти стакана ежедневно. Рецепт выглядит следующим образом: цветки травы (1 ст.л.) заливаются стаканом горячей воды и настаиваются в течении 2х часов;
  • Выпивать 2-3 раза ежедневно по 2 таблетки настойки валерианы – она тоже оказывает успокаивающий, смягчающий эффект;
  • Лекарственный травяной сбор, состоящий из различных трав. В него входит пустырник (берётся доза в размере 3 частей), сушеница (тоже включает 3 части), боярышник (опять же 3 части смеси), ромашка аптечная в виде цветочных корзинок (в размере 1й части). Далее берётся 1 ст.л. получившегося продукта, заливается стаканом кипятка, и настаивается 8 часов. Далее сбор процеживают и принимают дважды в день после приёма пищи по полстакана.

Гомеопатия

В качестве альтернативы лечения при помощи лекарств может использоваться гомеопатия. Её могут назначить в случае, если ребёнок проявляет токсическую или аллергическую реакцию на медпрепараты. Гомеопатическими средствами улучшают деятельность ЖКТ, повышают защитные силы организма, лечат аденоиды и проблемы с поведением – например, рассеянность у ребёнка.

Данный симптом может наблюдаться при наличии синдрома гиперактивности. Ребёнок не только становится слишком шумным, буйным и неконтролируемым, но также ещё и ведёт себя невнимательно – может забывать, терять вещи и пр. Многочисленные обследования показали, что при таком заболевании поведение детей, принимавших индивидуальные дозы гомеопатических средств, улучшилось в разы – они стали спокойнее, аккуратнее, внимательнее, исчезла постоянная рассеянность. Среди самых эффективных средств гомеопатии при СДВГ:

  • Stramonium, применяемый в виде отвара для ванн на ведро воды берётся 20г средства (3 или 6 уровень разведения);
  • Cina – курс длится 2-3 месяца, принимают 7 крупинок препарата 1 раз/неделя;
  • Hyoscyamus niger, применяемый под видом белёного масла, которое используется для наружного втирания в кожу.

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.

Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.

Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Режим дня

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.

Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.

У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.

Защитная реакция

Часто рассеянность - это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.

Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.

Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить два часа для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.

У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.

Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.

Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Мечта любого родителя – здоровый, активный ребенок, который хорошо учится, успешно овладевает навыками игры на инструментах и рисования и всегда успевает выполнить намеченные планы. Но, к сожалению, эти мечты омрачает одна неприятная черта малыша – невнимательность.

Причины детской невнимательности

Родителям не стоит паниковать и записываться на прием к невропатологу. Для начала необходимо выяснить причины, которые привели к возникновению данной проблемы.

Гиперактивность или дефицит внимания взрослых. Таких детей не сложно заметить на игровой площадке, они ни минуты не находятся на одном месте. Вечно куда-то спешат, несутся и отвлекаются на всевозможные внешние факторы. Проблемы такого характера обнаруживаются в возрасте 3-5 лет и требуют от родителей большого терпения. Воспитание такого ребенка должно проходить под контролем медиков, педагогов и психологов.

Частые затяжные болезни. Слабое здоровье – еще одна из причин, по которой ребенок все забывает и невнимателен. Чтобы восполнить энергетический запас чада, необходимо систематически пропивать курсы витаминов для школьников.

Особенности нервной системы. Внимательные, активные и устойчивые дети с лабильным характером. Их инертные одноклассники будут более вялыми, посредственными.

Высокие нагрузки, как результат - переутомляемость. Специалисты утверждают, что интенсивная школьная программа и стремление родителей задействовать ребенка во всех кружках приводит к перегруженности. В итоге падает работоспособность и внимательность.

Отсутствие мотивации. Даже годовалый малыш будет уделять свое внимание той игрушке, которая пришлась ему по душе. При выполнении скучных, неинтересных задач внимание падает с геометрической прогрессией.

Группа риска

Рассеянный и невнимательный ребенок сегодня не редкость, но в некоторых случаях проблема стоит особенно остро. Стрессы, хроническая усталость, негармоничный распорядок дня, злоупотребление нездоровой пищей и плохая экология усугубляют эту особенность характера. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы обеспечить своему чаду идеальные условия проживания.

Признаки невнимательности малыша

Рассеянность и отсутствие концентрации у ребенка может проявляться в следующем:

  1. Быстрое поверхностное выполнение поставленных задач, в особенности школьных заданий.
  2. Медлительность.
  3. Мечтательность.
  4. Быстрая утомляемость даже от небольшого объема работы.
  5. Большое количество ошибок при выполнении несложных заданий.
  6. Отсутствие внимательности и сосредоточенности в процессе работы.

Поиск решения проблемы

Если ребенок невнимательный, что делать? Главное - не горячиться и не ставить сложных диагнозов. Об этом должны помнить все родители. Специалисты в области педиатрии рекомендуют тренировать произвольное внимание с грудного возраста. В помощь мамам и папам широкий ассортимент развивающих игрушек в детских магазинах. Динамические атрибуты улучшат внимание малышей до года.

Если проблемы с расстройством внимания появились в более взрослом возрасте, например, когда чадо пошло в садик или школу, необходимо заняться поиском основных причин невнимательности. Педагоги рекомендуют максимально оптимизировать рабочее пространство ребенка – выделить в доме отдельное тихое место, где он сможет сосредоточиться и подготовить домашнее задание.

Невнимательность на уроке

Развитие памяти и внимания – прямой путь к пятеркам. Основная причина рассеянности младшеклассника – недостаточное участие родителей в образовательном процессе или полное его отсутствие. Чтобы максимально развить внимательность ребенка, нужно заниматься с ним с первого дня школы, включая каникулы. В первую очередь, необходимо выяснить, что подразумевают под понятием «невнимательность» учителя и родители. Во вторую - проследить, как проявляется рассеянность у ребенка.

Нередки случаи, когда школьник невнимателен на конкретной дисциплине. Значит, предмет ему не интересен или учителю не удается заинтересовать ребят. Если же рассредоточенность сохраняется и дома, вероятно, малыша что-то беспокоит.

Как помочь ребенку стать внимательнее?

В стремлении помочь ребенку взрослым необходимо руководствоваться всего одним правилом – нужно воспитывать не малыша, а себя. Эта работа непростая, отнимает много сил и времени, но результат будет просто ошеломительным! По большому счету, от родителей требуется не так много:


Важно понимать, что все приложенные усилия в борьбе с невнимательностью ребенка будет сведены на нет без ежедневных занятий и упражнений. Они просты, доступны, не требуют особых временных и эмоциональных затрат. Взамен они обеспечат занимательное времяпрепровождение и отличное настроение.

«Не собьюсь» - упражнение на развитие внимания

Несложная техника направлена на развитие сосредоточенности и устранение расстройства распределения внимания у детей. Ребенку предлагается сосчитать до 31, произнося каждую цифру вслух. При этом цифры, которые содержат тройку или кратны этому числу, называться не должны. Вместо них школьник должен сказать «не собьюсь». Например: 1, 2, «не собьюсь», 4, 5, «не собьюсь», 7, 8, «не собьюсь» и далее до 31.

«Буква под запретом»

Типичное задание на внимательность. Взрослый называет букву, которая не должна употребляться в слове. Ребенку задают простой вопрос, например, как зовут учительницу, какой сегодня день недели и т. д. Он должен не задумываясь дать ответ, исключив из фразы запрещенную букву. Например, запрещенная буква «н», на вопрос о том, какой сегодня месяц года (ноябрь), чадо должно ответить «оябрь».

Суть упражнения заключается в простоте. Не стоит задавать слишком сложные вопросы, школьник должен отвечать не задумываясь и не мешкая. Если был дан неверный ответ, партнеры меняются ролями – ребенок становится ведущим и задает свои вопросы.

«Наблюдательность»

С этим упражнением невнимательный ребенок сможет развить зрительное внимание. Мама или папа должны предложить ему вспомнить объекты, с которыми он встречался много раз. Вариантов масса – бабушкина квартира, дорога в школу, расположение аттракционов на детской площадке. Описывать необходимо максимально детально, уделяя внимание даже несущественным мелочам.

Игра может быть командной. Например, один из детей выступает в роли ответчика, а другие подсказывают ему или дополняют ответ.

Развивающая игра на внимание «Ладошки»

Описываемое задание на внимательность отлично подойдет малышам с нарушениями устойчивости концентрации. Несколько игроков (чем больше, тем интереснее) садятся в круг и укладывают ладошки на колени соседям. Правая рука каждого участника должна лежать на левом колене соседа справа, а левая – на правом колене соседа слева. По команде взрослого (можно включать быструю заводную музыку) следует приподнимать ладоши по очереди, образуя плавную волну. Ребята, которые поднимают руки не вовремя, исключаются из круга игроков. Победу одержит тот, чья ладошка останется в игре последней.

«Летает – не летает»

Развивающая внимание игра для детей, направленная на тренировку произвольного его переключения. Участники садятся в полукруг. Ведущий, учитель или родитель начинает перечислять предметы. Если произнесенный объект летает, дети должны поднять руки над головой, в противном случае они должны сидеть неподвижно.

Как только ребята входят во вкус, главный может начинать хитрить, поднимая вверх свою руку на нелетающий предмет. Ввиду действия силы подражания руки некоторых участников будут подниматься интуитивно.

Задача каждого ребенка-участника – поднимать руки обдуманно, не обращая внимания на действия соседей и ведущего.

Загадки на развитие внимания

Загадки на внимательность помогут в игровой форме повысить сообразительность и способность к концентрации ребенка.

Загадка № 1. Сундук лежит на дне океана. В нем имеется все, кроме одного. О чем идет речь?

Ответ: пустота.

Загадка № 2. Самолет летит из Берлина в Нью-Мексико. Ты – его штурман. Будет одна пересадка в Париже. Какая у штурмана фамилия?

Ответ: фамилия ответчика.

Загадка № 3. Ты закрыт в темной комнате, в руках коробок с одной спичкой внутри. В углу стоит керосиновая лампа, на столе газовая плита, в стакане – свечка. Какой предмет придется зажечь первым?

Ответ: Спичку. Отличная загадка на внимательность и способность найти наиболее простое решение проблемы.

Загадка № 4. Сколько горошинок черного перца войдут в один стеклянный стакан?

Ответ: Ни одной, горошинки не ходят.

Загадка № 5. Начался проливной дождь, пришлось раскрыть зонт. Под каким зонтом я стою?

Ответ: Под мокрым. Задачка на простую логику.

Загадка № 6. Двое мужчин идут по направлению друг к другу. Они абсолютно одинаковы по возрасту, росту и т. д. Кто из мужчин первым поздоровается?

Ответ: Самый вежливый.

Загадка № 7. Семь сестер проживают на даче, никто не сидит без дела. Первая девушка смотрит телевизор, вторая готовит ужин, третья разгадывает кроссворд, четвертая играет в шахматы, пятая ухаживает за растениями, шестая стирает одежду. Чем занимается седьмая сестра?

Ответ: играет в шахматы (это парная игра, поэтому четвертая вряд ли будет играть в одиночестве).

F90.0 Нарушение активности и внимания

Причины рассеянности у ребёнка

Школьники могут страдать от рассеянности из-за некоторых болезней, конфликтов с учителями, сверстниками, родственниками и пр. В подобной обстановке ребёнок всё время будет находиться в напряжении, что не позволит ему сосредоточиться. При появлении признаков рассеянности нужно узнать, какова причина подобного поведения малыша, после чего решить эту проблему, устранив причину.

Существуют также случаи, когда у ребёнка от рождения наблюдается рассеянность внимания – это следствие некоторых особенностей деятельности его нервной системы. Обуславливаются эти особенности неравномерным развитием функций и процессов, протекающих в мозге ребёнка. При наличии подобных проблем малыш не сможет надолго сосредоточиться, будет быстро утомляться и постоянно переключаться с одного дела на другое.

Патогенез

Невнимательность и рассеянность у ребёнка часто является одним из симптомов СДВГ. При наличии этого заболевания у ребёнка наблюдается рассеянность типа «порхающее» внимание. Признаками этого вида расстройства является слабая концентрация и быстрая непроизвольная переключаемость.

Данное заболевание характеризуется не только рассеянностью – такой малыш ещё и очень подвижный и чересчур активный – не может долго сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Такие дети стремятся быстро переключаться с одной работы на другую, даже если дело, которым они занимаются, им по-настоящему интересно.

Ребёнок с СДВГ всюду влезает и всегда находит возможность что-нибудь натворить. Помимо этого он очень неусидчив, постоянно что-то забывает, довольно неуклюж. В некоторых случаях не может научиться стоянию на 1ой ноге.

Проявление признаков болезни в основном начинается в школе – тогда врачи и ставят этот диагноз. Школьник срывает занятия, крутится, вертится, мешает учителю и другим детям. При этом делает это совершенно ненамеренно. Дети, имеющие диагноз СДВГ, зачастую обладают различными талантами и довольно умные, но при этом никак не могут проявить эти свои умения.

Симптомы рассеянности у ребёнка

Рассеянность у ребёнка – как её опознать и определить? Ниже представлены некоторые симптомы, которые свидетельствуют о наличии такой проблемы:

  • Гипервозбудимость, неусидчивость, постоянная суета;
  • Очень часто меняет дело, которым занимается, забрасывает, не доводя до конца;
  • Не может сконцентрироваться на одном определённом задании;
  • Проблемы с памятью.

Родителям также следует обратить внимание на следующие признаки, которые демонстрируют развитие у ребёнка невнимательности:

  • Малыш не может сконцентрироваться на конкретном задании, постоянно отвлекаясь от него;
  • Вечно теряет или забывает про свои школьные вещи, игрушки и прочие принадлежности;
  • Постоянно уклоняется от любой работы, в выполнении которой требуется сосредоточенность, терпение и усидчивость;
  • Возникают проблемы со школьной успеваемостью из-за того, что не может завершить даже самые небольшие задания, ошибается в простых ситуациях;
  • С любым заданием справляется намного позже, чем другие дети;
  • Отличается мечтательностью;
  • Не слушает инструкции;
  • Может переключиться на другое задание, не закончив предыдущее.

В целом, некоторые симптомы могут временами проявляться у каждого ребёнка, но если такие проблемы у школьника присутствуют постоянно, следует заняться вопросом поиска причины подобного поведения.

Первые признаки

Начавшие обучение в школе детишки, часто довольно невнимательны и рассеяны – их умение концентрироваться ещё не развилось. Но улучшать этот навык необходимо, так же, как и умение читать, писать, считать. Внимание проявляется как точное выполнение взаимосвязанных с ним функций. Внимательное поведение позволяет получать чёткие и ясные образы, да и вообще все процессы мышления в таком случае происходят гораздо быстрее. И действует при этом человек более чётко и аккуратно.

Тщательно следите за поведением чада – рассеянность у ребёнка может привести к проблемам со школьной успеваемостью. Если вы выявили, что у вашего малыша указанные ниже симптомы проявляются больше полугода, следует отвести его на консультацию к психологу:

  • Совершает ошибки из-за собственной невнимательности, не может сконцентрироваться на мелких деталях;
  • Не прислушивается, когда с ним говорят, не может долго удерживать своё внимание;
  • Постоянно отвлекается на происходящее вокруг;
  • Не может закончить начатое дело;
  • Пытается уклониться от задач, выполнение которых связано с напряжением;
  • Забывчивый – пока выполняет задание, может забыть, как его нужно делать;
  • Теряет вещи, которые нужны для выполнения поставленной задачи.

Рассеянность и невнимательность у ребенка

В наше время обучение в школе требует от детей не только умения развиваться умственно и физически, но и также учиться быстро воспринимать и перерабатывать большое количество информации. Помимо этого, в тот же период времени происходит множество внутренних перемен в их психическом и физическом состоянии. Влияние также могут оказывать индивидуальные особенности характера, умение обучаться, наличие мотивации. Всё это способно стать причиной симптома рассеянность у ребёнка.

В начальной школе от ребёнка требуется не только внимательность, но также усидчивость и аккуратность – всё это ему довольно трудно осуществлять поначалу.

Ученик также может быть невнимательным из-за конфликтов со сверстниками, учителями, проблем в семье. Если есть младшие дети, ребёнок может к ним ревновать, также он может бояться родителей, ругаться с учителем или одноклассниками. Все эти причины влияют на концентрацию внимания и сосредоточенность.

Если школьник уже длительное время (более 6 месяцев) не может сосредоточиться и рассеян даже в случае работы над чем-то интересным для него, следует немедленно обратиться к неврологу. Возможно, что у ребёнка наблюдается гиперактивный синдром. В этом случае для решения проблемы понадобится помощь квалифицированного специалиста.

Рассеянность, забывчивость и невнимательность у детей

Рассеянность у ребёнка может случиться по разным причинам. Среди них синдром повышенной активности, который проявляется в том, что он зачастую ведёт себя совершенно неконтролируемо. Помимо этого у него можно заметить отсутствие внимания и сосредоточенности, излишнее беспокойство, рассеянность. В принципе, ребёнок и должен быть таким активным и непоседливым, но когда он ведёт себя чересчур резко, вообще не поддаваясь контролю, это нехороший признак.

Существует ряд признаков, которые считаются проявлением синдрома повышенной активности у ребёнка. Среди них:

  • Невозможность сконцентрировать даже при выполнении интересной задачи, которая всегда увлекала малыша;
  • Ребёнок много разговаривает, невнимателен, рассеян, постоянно о чём-то забывает, непоседлив;
  • Не может скоординировать собственные движения;
  • Ему трудно организовать себя для игр, учёбы, отдыха;
  • Не желает выполнять всеобщие правила – дома, в школе, во время игр;
  • Всё время очень активен и подвижен;
  • Постоянно меняется настроение, случаются перепады в эмоциях.

Обнаружив у своего чада хотя бы треть вышеописанных признаков, нужно сразу же обратиться к врачу, который специализируется на излечении детской гиперактивности.

Рассеянность у детей младшего школьного возраста

Существует 2 группы, на которые можно поделить невнимательных и чересчур рассеянных детишек:

Первая из них включает детей, которые до определённого момента рассеянностью не страдали. В таком случае причиной возникновения проблемы могло оказаться какое-нибудь длительное хроническое заболевание, истощившее в итоге его нервную систему. Помимо этого фактора рассеянность у ребёнка может быть следствием проблем в семье или конфликта в школе. Из-за внутреннего напряжения малышу не удаётся сосредоточиться на учёбе и других повседневных делах.

Вторую группу составляют дети, имеющие синдром рассеянности с момента рождения. Они являются таковыми из-за слабой нервной систе­мы – у них наблюдается врождённая неравномерность в развитии функций мозга. Этот недостаток оказывает наибольшее влияние как раз на внимательность. Такие малыши страдают недостатком энергичности, постоянно меняют дело, которым занимаются. Они могут заметить множество различных мелочей в окружении, отмечать разнообразные детали, но при этом у них никак не будет получаться сосредоточиться на том, что объясняет учитель. Тут нет их вины, всё дело во врождённом заболевании, побороть которое они не в состоянии.

Рассеянность ребенка начальных классов

Для ребёнка, достигшего 7летнего возраста, главным видом деятельности является школьное обучение. Данный процесс серьёзно меняет функционирование всех психических процессов, происходящих в его организме. Внимательность тоже претерпевает некоторые изменения, ведь учёба требует от малыша более серьёзной концентрации. Очень часто проблемы с успеваемостью у младших школьников выявляются в отсутствии сосредоточенности, неумении понимать учительские требования, концентрироваться на собственной работе. Всё это обычно и вызывает у учителя наибольшие нарекания.

Внимательность первоклассников поначалу плохо развита и почти не отличается от поведения дошколят – эти дети ещё не способны одновременно слушать рассказ о жизни художника и смотреть на его картину – они сосредотачиваются на чём-то одном. Рассеянность у ребёнка проявляется в том, что при выполнении трудного задания он быстро сделает знакомые для него действия, но сразу же забудет суть самой задачи, и каким путём был получен результат. Всё это происходит из-за того, что в процессе выполнения заданного действия он будет сосредоточен только на одном аспекте, не обращая внимания на остальные нюансы.

Осложнения и последствия

Если ребёнок стал забывчивым и начал демонстрировать признаки рассеянности, возможно, это является следствием развития синдрома дефицита внимания. Да и этот синдром может появиться как результат другой болезни или быть самостоятельной проблемой. Болезнь может сопровождаться общим состоянием слабости и возникнуть на фоне инфекции или вируса или проблем с эндокринной системой. Так что следует понимать, что обычная рассеянность у ребёнка может повлечь за собой серьёзные последствия, если к ней не отнестись внимательно.

Проблемы со вниманием могут быть следствием стресса, который заставляет ребёнка чувствовать себя угнетённо и тревожно, или сложной эмоциональной ситуации, произошедшей с ним. Так что, если вы заметили проявление таких признаков, как неспособность воспринимать обращённую речь и поддерживать концентрацию внимания, отправьте ребёнка на осмотр. Нужно будет проконсультироваться с неврологом и пройти диспансеризацию. Это позволит избежать возникновения различных осложнений, ведь врач сможет выявить причину проблемы и назначить нужное лечение.

В целом проблемы со вниманием считаются признаком болезни, только если есть иные соматические или нервно-психические нарушения.

Диагностика рассеянности у ребёнка

Заметив у своего ребёнка нижеописанные признаки, которые к тому же наблюдаются у него постоянно, следует насторожиться. Возможно, он подвергся влиянию СДВ. Симптомы следующие:

  • Отсутствует сосредоточенность, ребёнок всё время отвлекается от работы;
  • Часто забывает, куда положил свои книги, игрушки, ручки, или вообще теряет их;
  • Уклоняется от заданий, в которых основной упор делается на внимание к мелким деталям и терпеливость;
  • Может перепрыгивать с одного занятия на другое, не воспринимает советы, указания и инструкции;
  • Ребёнку присуще состояние мечтательности;
  • Не способен полностью закончить даже маленькое задание, постоянно совершает маленькие помарки.

Конечно, кое-какие из этих симптомов присущи большинству малышей, но если ваш ребёнок демонстрирует большинство из них, причём делает это чаще, чем прочие сверстники, следует насторожиться. Рассеянность у ребёнка может оказаться следствием какого-то заболевания и проявляться где угодно – как в детсаду или школе, так и дома. Невнимательность никак не зависит от того, чем малыш занимается – играет или учится.

Выявить этот синдром важно ещё на раннем этапе его развития. Детское неумение сосредоточиться и подверженность рассеянности опасны тем, что при игнорировании этой проблемы в будущем она станет серьёзнее. С возрастом ребёнку будет гораздо труднее справляться с её последствиями.

Анализы

Вниманием называют умение сосредоточить психическую деятельность мозга на одном конкретном объекте. Непроизвольно фокусировать своё внимание способен каждый человек без исключения.

Сама по себе внимательность является сложившейся чертой характера зрелого человека. Рассеянный ребёнок может обратить своё внимание на какое-то дело или объект, но при этом полностью сконцентрироваться ему не удастся. Это происходит, потому что в детстве такое качество, как внимательность, ещё не может стать личной чертой характера.

Рассеянность у ребёнка может оказаться следствием какой-нибудь болезни – воспаления носоглотки, появления аденоидов, проблем с работой мозга. Проанализировать проблему лучше при помощи квалифицированного специалиста, чтобы выяснить причину нарушения и поставить чёткий диагноз.

Приступая к выяснению причин возникновения рассеянности, следует сначала проанализировать, какой у малыша распорядок дня. Есть вероятность, что он не высыпается, ему не хватает внимания, он получает неправильное питание, сильно устаёт. Вполне возможно, именно в этом и кроется причина рассеянности и невнимательности ребёнка. Тогда останется лишь устранить мешающий фактор, и в его поведении всё наладится.

Инструментальная диагностика

При появлении симптомов рассеянности, можно пройти инструментальную диагностику. Курс обследования проводится при помощи таких аппаратов:

  • Рентген шейных позвонков, чтобы выяснить, каков уровень их патологической подвижности, и есть ли у ребёнка сколиоз;
  • УЗИ мозга, чтобы узнать, имеются ли в его сосудах и ткани какие-либо органические или врождённые нарушения;
  • УЗДГ (доплерография), чтобы выяснить, в каком состоянии находятся стенки сосудов – их извитость, уровень компрессии, сужение, и т.д.;
  • Электроэнцефалография для выяснения того, насколько сбалансированы в тканях и клетках мозга электрофизиологические процессы.

Когда весь диагностический курс пройдет, можно установить причину болезни и поставить диагноз.

Рассеянность у ребёнка может диагностироваться при помощи психологических тестов. В этом случае детально изучается развитие познавательных процессов у ребёнка (непроизвольных и естественных) в попытке вовремя обнаружить и описать произвольные когнитивные реакции и поступки.

Чтобы диагностировать внимательность у малыша, можно воспользоваться такими игровыми способами:

  • отыщи и зачеркни;
  • треугольники;
  • запомни расположение точек и потом правильно расставь их;
  • корректурная проба.

Дифференциальная диагностика

При дифференциальной диагностике СДВ, который может быть одной из причин рассеянного поведения, выявляются патологии, которые могут быть присущи данному заболеванию. Его причинами также могут быть разнообразные инфекционные болезни, нарушения в работе ЦНС и мозга, повреждения головы, отравление свинцовыми парами, церебральная гипоксия.

Рассеянность у ребёнка, а также проявление у него головокружения, головных болей, гиперактивности, раздражительности, проблем со сном могут являться признаком невроза или наблюдаться после черепно-мозгового повреждения в качестве посттравматического синдрома.

Проблемы с поведением ребёнка могут и не быть следствием какой-то болезни. Невнимательность, а также гиперактивность и импульсивность могут быть по причине стресса из-за смерти кого-то из близких, или их болезни. Или же оттого, что ребёнку становится скучно – например, школьная программа даётся ему слишком просто. Именно поэтому с постановкой диагноза спешить не следует – ребёнку нужно будет побыть под наблюдением врачей в течение полугода.

СДВ, сопровождающийся повышенной активностью, необходимо диагностировать, опираясь на сбор анамнеза, который производится при помощи опроса родителей ребёнка и анкетирования его школьных учителей.

Лечение рассеянности у ребёнка

Лечить расстройство внимания можно разными способами. Они зависят от множества факторов – от причин и происхождения этого симптома, а также самого человека – его характера и индивидуальных особенностей.

Корректировать рассеянность у ребёнка можно при помощи специальных занятий, направленных на улучшение концентрации. Таковыми являются головоломки и логические задачки, которые малыш должен решать. Также важно чётко распределить занятия на день, выделив побольше времени для физической активности и полноценного отдыха. Если психические заболевания у ребёнка не обнаружены, то причиной рассеянности, скорее всего, будет отсутствие интереса к предлагаемым занятиям. Так что на начальном этапе корректировки нужно попробовать решить проблему без привлечения лекарственных препаратов. Необходимо увлечь малыша, чтобы ему самому было интересно то, чем он занят – тогда он сможет лучше концентрироваться.

Растущий детский организм требует баланса полезных витаминов, ведь его отсутствие тоже может стать причиной проблем с внимательностью. В таком случае полезно будет попринимать комплекс витаминов. Если же проблема возникла вследствие нарушений в иммунной системе, можно пройти курс лечения иммуностимуляторами.

Лекарственное лечение

Среди медикаментов, которые могут лечить рассеянность у ребёнка, выделяют психостимуляторы, которые нужно принимать под контролем врача.

  • Глицин, являющийся ноотропным лекарством. Он способствует улучшению умственных способностей, увеличивает работоспособность, влияет на повышение защитных процессов в ЦНС. Дозировка составляет приём 1 табл. под язык.
  • Пирацетам, улучшающий мозговой обменный процесс, что помогает лучше усваивать школьный материал. Для детей суточная доза лекарства составляет 30-50 мг.

Побочные эффекты: раздражительность, тревожность, тошнота, диарея, головные боли, тремор, судороги.

Противопоказания: нельзя принимать детям с диабетом и аллергиями на фруктовые соки. Также нельзя назначать младенцам до 1 года.

  • Биотредин, положительно влияющий на когнитивные функции мозга. Он повышает внимательность и улучшает память. Дозировка для детей составляет по 2 мг/кг массы тела на 3-10 дней.

Противопоказания: не принимают совместно с антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами.

  • Фенибут, способствующий улучшению притоку крови к мозгу – он улучшает мозговую работоспособность, память, и помогает лучше запоминать большой объём информации.

Противопоказания:

  • беременность;
  • при кормлении грудью;
  • печёночная недостаточность.

Дозировка лекарства для детей составляет 20-250мг. Более точно её назначает врач, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Побочные эффекты: может проявляться тревожность, раздражительность, чрезмерная возбудимость.

Физиотерапевтическое лечение

Рассеянность у ребёнка может корректироваться без применения лекарственных препаратов – курс состоит из различных процедур, среди которых коррекция нейропсихологическим и педагогическим методами, психотерапия, способы модификации поведения. Применяются и физиотерапевтические процедуры.

  • Лазерная терапия – курс включает 7-10 процедур, за одну из которых производится облучение 3-5 зон организма.
  • ДМВтерапия, состоящая из 8-10 процедур.
  • 5-10 ингаляционных процедур.
  • Курс УФО носоглотки на 3-5 процедур.
  • Курс УЗИ, состоящий из 8-10 процедур.

Родителям нужно пройти консультацию у психотерапевта, где им объяснят что они не должны воспринимать такое поведение ребёнка негативно – он не делает это нарочно, поэтому к нему нужно относиться терпеливо и с пониманием. Также необходимо следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня – в определённое время ел, делал уроки, ложился спать. От избытка энергии пусть избавляется во время долгих прогулок, бегая, прыгая, совершая физические упражнения.

Потому как такому ребёнку трудно сконцентрироваться, старайтесь не загружать его заданиями – пусть будет только одно на отдельный временной промежуток. Также следует тщательно подбирать ему партнёров по играм – они должны быть спокойными и уравновешенными.

Народное лечение

Рассеянность у ребёнка можно лечить некоторыми народными средствами.

Например, хорошо подойдут ягоды можжевельника. Их необходимо есть, начав с 1й штуки в сутки, и так, постепенно увеличивая на одну, дойти до 12 штук. Далее необходимо провести обратный курс – в порядке убывания.

  • Татарник колючий – траву заливаем 20г кипятка и оставляем на маленьком огне на 10 минут. Получившуюся настойку нужно пить 3-4 раза в сутки 1 ст.л.

Перемешайте между собой по 2 части порезанного сухого корня розовой родиолы и эхинацеи и прибавьте к получившейся смеси шишки хмеля (1 часть). Столовая ложка этого сбора заливается стаканом кипятка и настаивается в течение четверти часа. В получившийся отвар добавляют мёд (2 ч. л.) и пьют в течение дня, поделив содержимое на 3 части. Длится такой курс примерно месяц.

  • Траву бессмертника заливают кипятком (примерно 10грамм), после чего эту настойку нужно завернуть в полотенце и оставить настаиваться в течение 30-40 минут. Когда отвар будет готов, его нужно пить в дозировке треть стакана. Процедура выполняется 3раза/сут.

Очень полезен для организма в целом, и улучшения внимательности в частности, обыкновенный чеснок. Съедайте перед каждым приёмом пищи по 1-2 зубчика.

Лечение травами

Улучшать внимание ребёнка можно при помощи различных способов. Не помешает в этом случае приём лечебных трав. Они положительно влияют на организм, хотя нельзя забывать о том, что такое лечение тоже должно назначаться врачом. На рассеянность у ребёнка хорошо действуют такие травы, как ромашка и мелисса. Они способствуют лучшей концентрации, оказывая успокаивающий эффект.

Применяется также такой метод, как фитотерапия.

  • Положительное влияние оказывает настойка из боярышника – её пьют по четверти стакана ежедневно. Рецепт выглядит следующим образом: цветки травы (1 ст.л.) заливаются стаканом горячей воды и настаиваются в течении 2х часов;
  • Выпивать 2-3 раза ежедневно по 2 таблетки настойки валерианы – она тоже оказывает успокаивающий, смягчающий эффект;
  • Лекарственный травяной сбор, состоящий из различных трав. В него входит пустырник (берётся доза в размере 3 частей), сушеница (тоже включает 3 части), боярышник (опять же 3 части смеси), ромашка аптечная в виде цветочных корзинок (в размере 1й части). Далее берётся 1 ст.л. получившегося продукта, заливается стаканом кипятка, и настаивается 8 часов. Далее сбор процеживают и принимают дважды в день после приёма пищи по полстакана.

Гомеопатия

В качестве альтернативы лечения при помощи лекарств может использоваться гомеопатия. Её могут назначить в случае, если ребёнок проявляет токсическую или аллергическую реакцию на медпрепараты. Гомеопатическими средствами улучшают деятельность ЖКТ, повышают защитные силы организма, лечат аденоиды и проблемы с поведением – например, рассеянность у ребёнка.

Данный симптом может наблюдаться при наличии синдрома гиперактивности. Ребёнок не только становится слишком шумным, буйным и неконтролируемым, но также ещё и ведёт себя невнимательно – может забывать, терять вещи и пр. Многочисленные обследования показали, что при таком заболевании поведение детей, принимавших индивидуальные дозы гомеопатических средств, улучшилось в разы – они стали спокойнее, аккуратнее, внимательнее, исчезла постоянная рассеянность. Среди самых эффективных средств гомеопатии при СДВГ:

  • Stramonium, применяемый в виде отвара для ванн на ведро воды берётся 20г средства (3 или 6 уровень разведения);
  • Cina – курс длится 2-3 месяца, принимают 7 крупинок препарата 1 раз/неделя;
  • Hyoscyamus niger, применяемый под видом белёного масла, которое используется для наружного втирания в кожу.

Профилактика

Если ваш ребёнок проявляет признаки невнимательности, это ещё не значит, что он болен. В целях профилактики можно ещё с ранних лет тренировать его произвольное внимание – можно давать ребёнку зеркало, в которое он будет рассматривать себя, пытаясь сосредоточиться на происходящем. Также существует огромное количество игрушек, способствующих развитию концентрации. В грудном возрасте детям можно показывать разнообразные предметы, объясняя при этом, для чего они нужны. Это тоже хорошо тренирует произвольное внимание.

Если вы заметили рассеянность у ребёнка, следует купить ему игры, которые будут развивать его внимательность – такие, как лото, мозаика или пазлы. Поиграйте с ребёнком в эти игры – расскажите о правилах, объясните, как нужно собирать из отдельных частей картинку и пр. Совместные занятия должны увлечь ребёнка, помогая ему учиться концентрации.

Для ученика школьного возраста нужно создать атмосферу, настраивающую его на рабочий режим. Не следует ставить стол у окна, чтобы ребёнок не отвлекался на происходящее на улице. Также, пока он делает уроки, нужно сохранять в доме тишину. Нелишним будет также посадить его в школе на первые парты, чтобы он мог сконцентрироваться на учителе и доске.

Прогноз

Расстройство, описываемое как «порхающее» внимание, не нуждается в особом лечении. Оно в основном происходит из-за перенесённой болезни или усталости. Рассеянность у ребёнка в таком случае будет временным явлением. Но только если выявить причину её происхождения и устранить её. Подобная патология происходит вследствие временного снижения подвижности у ребёнка в нервных процессах. Причиной может быть церебральный атеросклероз или кислородное голодание мозга.

Частенько родители детей, страдающих от рассеянности и ухудшившейся памяти, отправляют их на консультацию к врачу, чтобы выяснить, насколько серьёзным является это нарушение, и каким образом его нужно лечить. Каким в таком случае может быть прогноз на лечение постоянной рассеянности?

Зачастую он вполне положительный, так как при затруднении с переключением внимания и проблемах с концентрацией особое лечение не требуется. В основном это является следствием обычной усталости – она может быть как умственная или эмоциональная, так и физическая. Переутомившись, человек становится рассеянным и утрачивает способность нормально сосредоточиться. Понятно, что в такой ситуации следует просто предоставить организму отдых или на некоторое время поменять обстановку.

Похожие статьи