Какие виды деятельности входят в художественный труд. Художественный труд как способ развития творческих способностей детей. Художественный труд-как средство развития

Художественный труд как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды прикладной деятельности
Основная задача – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала – занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет приятно чувствовать себя творцом.
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребенка.
Ведь прямо на его глазах произойдет превращение обычных бумажных листов и обрезков в невиданных кукол, утят и других зверей.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Для создания лучшего эмоционального настроения во время работы можно использовать фонозаписи известных музыкальных произведений.
Педагогические и гигиенические требования для трудовых занятий с дошкольниками
Перед началом выполнения задания педагог обязан напомнить о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
При работе с клеем целесообразно застелить стол клеенкой.
К обязательным моментам также относится повторение с детьми правил техники безопасности во время работы с ножницами – нельзя близко подносить ножницы к глазам и класть их на край стола, передавать их можно только концами вперед. По окончании работы дети должны привести в порядок свое рабочее место и вымыть руки с мылом.
Перед каждым началом трудовых занятий проводить несколько специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук. А также выполнять пальчиковые гимнастики в течение 2- 3 минут и после интенсивной трудовой работы.
Для успешной организации ручного труда, необходимо создать условия:
насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда
свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними
создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми
использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;
непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и др.
Содержание художественного труда дошкольников составляют
Работа с тканью, нитками
Работа с природным материалом
Работа с бумагой, картоном
Работа с бросовым и искусственным материалом
Работа с тестом.
Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда:
функциональность изделия;
соответствие формы, цвета, пропорций;
фактура материала;
использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.
Рекомендации по ручному труду
Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немало важно, воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.
Правила преодоления трудностей при выполнении поделок
Не огорчаться при неудачах
Если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, послушай музыку, полежи на ковре, или посети уголок природы
Обязательно вернись к своей работе
Выбери форму попроще
Рассмотри и проанализируй свою работу
Обратись за помощью к взрослому
Что развивает ручной труд у детей
Развивают речь, повышает уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи
Повышает сенсорную чувствительность
Развивает воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
Синхронизирует работу обеих рук.
Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика).
Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Вывод:
Теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 9 с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" города Сарова (МБОУ «Школа-интернат № 9»)

Принята

педагогическим советом

протокол № 2 от 31.08.2016

Утверждена

приказом по МБОУ

«Школа-интернат№ 9»

от 31.08. 2016 № 155п

Рабочая программа

учебного предмета

«Художественный труд»

Составитель:

Учитель Гайдрих Ю.А.

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по художественному труду составлена на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" .

3. Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы в МБОУ «Школа-интернат № 9» от 31.05.2016 № 121п.

Программа по художественному труду включает два раздела: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование с конкретным распределением учебных часов по разделам предмета.

Общая характеристика учебного предмета «Художественный труд» носит коррекционный характер и предназначен для трудовой и творческой организации детей, занимающихся по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, 5 класса. Художественный труд - конкретная практическая деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту. Роль художественного ручного труда в становлении некоторых традиционных видов декоративно-прикладного искусства детей с умственной отсталостью, в их трудовом, нравственно-эстетическом, и патриотическом воспитании неоценима.

Программа включает два основных содержательных раздела: «Виды художественной техники» и «Конструирование и моделирование». В рамках первого раздела закладываются основные представления о различных видах художественной техники:

Работа лоскутная мозаика, вытынанка - ажурное вырезание из бумаги, нетрадиционная аппликация, расширяют мировоззрение, представления учащихся о различных художественных техниках, о способах их выполнения, развивается эстетическое мировосприятие.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся по обработке различных легкообрабатываемых материалов, технического кругозора, развитию умственных способностей и предусматривает: конструирование из растений, объёмное моделирование из бумаги, картона, ткани, различных материалов. Красной линией данного курса является коррекционная работа с учащимися.

В практической деятельности у детей с умственной отсталостью воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, бережливость, стремление как можно лучше и качественнее выполнить работу. Особое внимание на занятиях по художественному труду уделяется технике безопасности труда и правилам поведения при работе с режущими и колющими инструментами. Художественный ручной труд является одним из наиболее любимых занятий детей. На этих занятиях дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются - это указывает на широкие

возможности этой увлекательной полезной, творчески продуктивной и практической деятельности в целях всестороннего развития детей.

Цель предмета: Приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.

Задачи:

1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства,

формировать основы эстетического восприятия.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Предмет «Художественный труд» имеет специфические особенности, в частности носит коррекционный, воспитывающий и развивающий характер, что в первую очередь предполагает формирование нравственных представлений и понятий, воспитание адекватных способов поведения, включение всех учащихся в учебную деятельность, способствующую развитию их психических функций, самостоятельности.

Коррекционная цель: в процессе обучения максимально корректировать недостатки развития личности детей имеющих отклонения в здоровье.

Для достижения коррекционной цели ежедневно на занятиях решаются следующие задачи:

    развитие кругозора, речи, мышления, глазомера и мелкой моторики;

    формирование умений планировать свою работу, ориентироваться в задании, делать выводы, обобщать, видеть главное, анализировать проделанную работу;

    воспитание самостоятельности, самоконтроля, эстетического вкуса, коммуникативности и корректности в общении с окружающими людьми.

В коррекционном обучении важна систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо для достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления возможных трудностей взаимодействия детей с различной умственной отсталостью. Систематичность требует, не только решать задачи, связанные с освоением программного учебного материала, но и вовремя принимать меры для оптимизации взаимоотношений в детском коллективе, коррекции отклоняющегося поведения детей, развития сильных сторон личности каждого ребенка.

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения. Для успешного обучения, на занятиях используется наглядный материал и натуральные образцы. Для формирования и закрепления умений и навыков предлагается большое количество упражнений в разных вариантах. Для поддержания устойчивой мотивации к занятиям художественным трудом, упражнения учитывают интересы воспитанников. Дети с нарушениями интеллекта обычно затрудняются в овладении такими обще трудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5 классе даются подробные объяснения заданий, осуществляется индивидуальный практический показ приёмов работы и её рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях. Теоретический материал даётся небольшими дозами, в основном при выполнении практической работы с опорой на наглядность в рисунках и доступных схемах с опорными словами, так как учащиеся имеют недоразвитие речи.

Таким образом, программа не только способствует трудовой и социальной адаптации воспитанников, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на их личностные свойства, но и открывает воспитателю широкий простор для творчества, что обычно положительно сказывается на качестве обучения.

Планируемые результаты.

    название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    способы обработки различных материалов;

    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

    выполнять работу, используя художественные материалы;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду;

    самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу).

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

Вводное занятие

Работа с бумагой

«Волшебница природа»

«Бумажные фантазии»

«В царстве тканей и ниток»

«Пластилиновая страна»

«Остров ненужных вещей»

Итого: 204 часа

Календарно-тематическое планирование

5 класс (6 часов в неделю).

Всего часов

Вводный урок. Техника безопасности. Правила разметки деталей на бумаге. Приемы обработки бумаги.

Обработка бумаги. Оригами.

Оригами « Рыбка».

Оригами « Лягушка».

Аппликация из бумаги. Листопад.

Композиция из бумажных листьев совместно с засушенными.

Симметричное вырезание из бумаги. Лесная полянка» (Листья, бабочка, жук).

Бумага и ножницы заставляют думать. Урок-викторина. Головоломка-соревнование.

Симметрия и асимметрия в композиции. Панно из бумажных листьев различной формы.

Изготовление коробочек для карандашей.

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Флористика. Поделки из осенних листьев.

Поделки из засушенных листьев и цветов.

Рельефное изображение растений

Рисуем бабочку.

Аппликация из листьев «Бабочка».

Поделки и игрушки из природных материалов. Человечки из желудей.

Коллективное панно «Снова осень к нам пришла»

Панно из семян «Узоры осени».

Поделки из бумаги. Аппликация “Семейство мышек” (оригами).

Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретическое занятие;

Изготовление цветов из салфеток;

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги (для декорирования штор);

Поделки из бумажных тарелок;

Изготовление елочки из бумажных салфеток;

Контурное вырезание из бумаги

«В царстве тканей и ниток»

(работа с тканью, нитками, пуговицами)

Теоретическое занятие;

Панно «Аквариум»;

Панно из разноцветных косичек;

Знакомство со схемами по вязанию крючком;

Вязание цветов по схеме;

Вязание салфеток по схеме.

«Остров ненужных вещей»

(работа с бросовым материалом)

Теоретическое занятие;

Изготовление сувенира «Яблоки»;

Изготовление вазочек из пластиковых бутылочек с использованием бусин;

Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта);

Изготовление панно «Кувшинки» из упаковочного материала;

Изготовление сувенира из пластиковой посуды.

Изготовление деревьев из веточек, пластилина, пуха.

Практическое занятие Изготовление поделок из яичной скорлупы «Лебединое озеро».

Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.

Изготовление поделок по выбору детей.

Учимся шить.

Коврики из лоскутов

Кукла-полотенцедержатель.

Вышивание крестиком.

1. Из истории вышивки.

2. Подбор инструментов и материалов для работы.

3. Простейшие виды вышивки.

Изготовление салфеток с элементами вышивки.

Лоскутная мозаика.

1. Из истории лоскутной техники.

Эскизы узоров. Подбор цветового решения. Изготовление лекал.

2. Раскрой. Сборка фрагментов и изделия в целом.

3. Наволочки для диванных подушек.

4. Накидка на табурет.

Цветы из лоскутов.

Ваза обшитая кусочками ткани .

Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

Соленое тесто

Из истории соленого теста

Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

Рецепт соленого теста

Инструменты и материалы

Обжиг и сушка

Раскрашивание изделий

Изготовление изделий из соленого теста

Миниатюрные фигурки

«Сова»

«Гусеница»

«Пчелки»

«Ежик»

Папье-маше

Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской

Из истории папье-маше

Материалы и приспособления

Технология выполнения изделий в технике папье-маше

Оклеивание формы

Изготовление простейших изделий

Шар

Ваза

Изготовление имитации древнего сосуда из глины (пластика).

Коллаж из ткани .

Мозаичная аппликация .

Выпуклые плетёные изделия. Браслет .

Аппликация в смешанной технике с тиснёнными элементами «Цветы в вазе».

Обложка для книги (ткань, аппликация).

Пригласительные билеты, поздравительные открытки с аппликацией.

Жгутиковая керамика, изготовление контурного рельефа.

Пластилиновая живопись. Зима. Пейзажи.

Вырезки из бумаги. Силуэт.

Бумажная пластика. Игрушки из конусов.

Эстамп .

Упаковки для подарков .

Изготовление филимоновской и дымковской игрушки из глины.

Создание собственной игрушки .

Пасхальные сувениры. Расписное яйцо (папье-маше).

Цветы из ткани «Подарочный букет».

Бумажная филигрань. «Квиллинг» .

Работа с природным материалом .

Аппликация « Гроздья рябины» .

Аппликация из салфеток « Розы» .

Изготовление кашпо папье- маше. Роспись по мотивам декоративно- прикладного искусства (Хохлома, Гжель, Жостово,Городец).

Работа с солёным тестом .

Изготовление поделки « Фрукты» .

Коллективная работа « Натюрморт в корзинке».

Панно « Цветы» .

Изготовление статуэтки « Коты» .

Изготовление фоторамки .

Работа с глиной .

Карандашница « Медвежонок» .

Изготовление героев сказки « Волк и 7 козлят».

Изготовление героев сказки « Три поросёнка».

Изготовление героев сказки « Бурёнка из Матрёнкино».

Изготовление поделки « Подсвечник» .

Работа с тканью и нитками.

Аппликация из ниток « Утёнок» .

Аппликация из ткани « Герои мультфильмов».

Изготовление сувениров из помпонов .

Изготовление пальчиковых игрушек. Инсценирование театра.

Изготовление мягкой аппликации на салфетке.

Коллективная работа. Шитьё плоскостной куклы в русском костюме.

Шитьё игольницы. Подарок маме.

Работа с бросовым материалом .

Эти волшебные коробки. Изготовление домиков « Улицы города».

Изготовление цветов из пластиковых бутылок.

Изготовление подставки под горячее из пробок.

Изготовление шкатулки из открыток .

Итого: 204 часа.

Используемая литература:

1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.

2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.

3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Прсвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.

5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.

6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.

7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.

8. Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс,2003.

9. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.

10. Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.

11. Канурская Т.А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.

12. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.

13. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.

14. Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).

15. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.

16. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.

Публикация: «Художественный труд как искусство»

МБОУ ДО «Дом детского творчества», г. Троицк, Челябинская область.
Описание: Данная публикация предназначена для педагогов дополнительного образования.
Художественный труд-это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребёнок осваивает инструменты, исследуя свойства различных материалов и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Вот уже 2 года в своей работе в Доме Детского Творчества я уделяю особое место ручному художественному труду с детьми младшего школьного возраста.
Веду кружок «Модница», в названии которого зашифрован смысл совместной деятельности детей и педагога: кружок одарённых, креативных, успешных.
Изготовление игрушек и всевозможных поделок из разного материала - занимательное и обогащающее ребёнка занятие, во время которого ему приятно будет себя чувствовать творцом.
Ручной труд является одной из наиболее любимых деятельностей ребёнка. Ведь прямо на его глазах произойдёт превращение обычных бумажных листов и обрезков в прекрасных кукол, невиданных зверей, волшебных птиц.
Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, хорошо успевают, и что особенно важно, меньше утомляются.
Для создания лучшего эмоционального настроения на занятиях я использую музыку известных музыкальных произведений, которая служит фоном на занятиях по ручному труду.
Целью данного вида деятельности является: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы, выдумки, творческих способностей у детей младшего школьного возраста, через различные виды прикладной деятельности.
Основная задача по ручному труду: научить детей с удовольствием мастерить, работать с разным подручным материалом, фантазировать и делать своими руками красивые и качественные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.
Педагогические и гигиенические требования для занятий по художественному труду с детьми:
1 Напомнить детям о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности.
2 При работе с клеем застелить стол клеёнкой.
3 Повторить с детьми правила техники безопасности во время работы с ножницами, клеем, пластилином.
4 По окончании работы дети должны привести в порядок своё рабочее место и вымыть руки с мылом.
5 Перед каждым началом трудовых занятий проводить специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Необходимые условия для успешной организации ручного труда:

1 насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
2 свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;
3 создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми;
4 использование созданных детьми продуктов художественного творчества для организации выставок, участия в конкурсах;
5 непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики - от простого к сложному, систематичности, последовательности, индивидуального подхода, доступности и т.д
Содержание художественного труда детей составляют:
*работа с природным материалом;
*работа с бумагой, картоном;
*работа с бросовым и искусственным материалом;
*работа с пластилином.
Рекомендации по ручному труду:
*приучать ребёнка к самостоятельности - сам придумал, сам вылепил, сам склеил;
*воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками;
*не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу;
*не огорчаться при неудачах, если устал, оставь свою работу и понаблюдай за работой других детей, позже обязательно вернись к своей работе;
*рассмотри и проанализируй свою работу;
*обратись за помощью к взрослому.
Ручной труд у детей развивает:
*повышает сенсорную чувствительность;
*развивает воображение, пространственное и логическое мышление, мелкую моторику, глазомер;
*синхронизирует работу обеих рук;
*развивает сенсомоторику;
*развивает усидчивость, терпение, доводить начатое дело до конца;
*способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Таким образом, теория и практика современного дизайна нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

1.Введение2

2.Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников3

3.Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах6

4.Заключение9

Введение

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский - «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…».

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

Считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи - научиться трудиться с радостью; приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др.

Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.

Характеристика и значение ручного и художественного труда для становления личности дошкольников

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками), при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,

Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.

Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Формирование личности ребёнка невозможно без трудового воспитания. В старшей и подготовительной группах основную роль играет ручной труд с элементами творчества. Проявление творчества дошкольников определяется характером выполнения предлагаемых им мыслительных заданий. Важно чтобы дети могли высвободить свою творческую энергию. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения.

В частности бисероплетение - это вид рукоделия, с помощью которого можно решать следующие задачи:

· прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, прививать основы культуры труда.

· развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, формировать эстетический и художественный вкус.

В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов. Практические работы по бисероплетению развивают глазомер, мелкую моторику рук, что является важнейшим элементом общетрудовой подготовки.

В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей».

Обучение занятиями по художественному и ручному труду невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение. В процессе наблюдения, при обследовании предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цветовое изображение разных по форме предметов их сопоставление и установление различий. Вместе с тем, дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

На занятиях по художественному труду развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствующих обогащения словаря.

Много умеющий ребенок уверенно себя чувствует среди сверстников. Он желателен и в их играх. В их маленьких делах. Все это обеспечивает ребенку комфортное положение среди детей и взрослых, способствует проявлению и формированию такого важного личностного качества, как самостоятельность. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками, людей. Ребенок начинает ценить результаты труда не только своего, но и чужого.

Методика организации и руководство ручным и художественным трудом в разных возрастных группах

Младшие группы. Необходимо вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить удовольствие от результата своей работы. Нужно способствовать освоению детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов. Сформировать у детей основные практические навыки работы с материалами и инструментами.

Средняя группа. Здесь уже проводится обучение конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали. Можно обучать изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов и пр. Воспитатель обучает использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки различной величины, пластиковые бутылочки и пр.

Старшая группа. Происходит совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Дети обучаются созданию из бумаги объемных фигур: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Продолжается обучение создания игрушек, сувениров из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки), прочно соединяя части. Формируются умения самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку. Хорошо привлекать детей к изготовлению пособий для занятий, и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Подготовительная к школе группа. Здесь уже можно разделить работу воспитателя на несколько видов:

Работа с бумагой и картоном - продолжать обучение складывать бумагу прямоугольной формы, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы; создание предметов из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам; формирование умения использовать образец; создание разнообразных объемных игрушек в технике оригами.

Работа с тканью - обучать вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия швом «вперед иголкой»; обучать делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом - создание фигур людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек и др., передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Условия для самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста:

· насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;

· свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

· наличие образцов изделий и поделок;

· использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;

· создание музея детских поделок, альбомов, книг;

· непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

Для успешного обучение дошкольников ручному и художественному труду необходимо провести определенную предварительную работу:

· создание выставок

· создание коллекций (фантиков, пуговиц, ракушек, камней и др.)

· создание альбомов (образцы и схемы поделок, виды тканей, гербарий и др.)

· экспериментирование

· просматривание диафильмов

· чтение литературы

· рассматривание картин

· экскурсии

· коллажи

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом в ДОУ:

· природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов)

· бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.)

· бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

· ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы и т. д.

· ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Заключение

Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека.

Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.

Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах.

При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно.

Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.

Список литературы

1.Бондаренко Т. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие: - Метода; 2014 г., 208 стр.

2.Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2011 г.

3.Дмитриев Ю.А. Подготовка студентов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. №1, 2013 г., с. 104-109

4.Карпюк Г.А., Шабалин Е. С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. методика и практика воспитания и обучения. №4, 2012 г. ,с. 54-56

5.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет: - Сфера, 2011г.

6.Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду: Феникс, 2013 г., 221 с.

7.Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: LAP LAMBERT, 2012 г., 219 с.

8.Семенова Н. А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников // Детский сад: теория и практика. №8, 2011 г., с. 70-75

9.Хлыбова Г.В. Трудовое воспитание дошкольников (из опыта работы). Сборник трудов конференции «Образование: традиции и инновации». 2014 г., с. 450-452

Уже в дошкольном детстве ребенок способен понять и впитать те человеческие мысли, чувства, ценности, идеалы и то отношение к жизни, которые выражены в народном искусстве и в художественном труде. Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, нестяжательство, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.

Художественный труд — это универсальная интегрированная деятельность,имеющая давнююисторию и многовековые традиции народной культуры. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание и т.д. И множество традиционных художественных изделий (пряники и бублики, корзинки и коврики, миски и горшочки, сережки и брошки) было изобретено в древнейшие времена и воплощено в народном декоративно-прикладном искусстве.

Художественный труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Художественный труд доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. Множество важных дел наполняютжизнь детей эмоционально значимымисобытиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом художественный труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое.

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность,в которой ребенок осваиваетинструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто,фольга, листья и мн. др.) и преобразует ихкультурными способами в целях получения конкретного результата.

Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения народной культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности не зависимо от того, какую профессию он изберет в дальнейшем и в какую культуру будет интегрирован волею судьбы.

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Основополагающая идея состоит в том, что детская художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.

Во-первых,художественный труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя путь развития общечеловеческой культуры.

Во-вторых, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы и ценности как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой художественного труда, смыслы и ценности выражаются эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и мн. др. Эти понятия предстают как смысловое поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.

В-третьих, смысловоеполе культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога), который передает детям выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни – к искусству»).

В дошкольном и семейном воспитании принципиальное значение имеет следование традициям народной педагогики, которая всегда была и остается педагогикой сотрудничества и сотворчества. Сотворчествоэто та сфера и форма совместной деятельности, когда создаются наиболее благоприятные предпосылки духовно-нравственного, трудового и художественного воспитания, когда ребенок, сообразуясь со своими индивидуальными возможностями и способностями, выбирает свой путь приобщения к общечеловеческой культуре. Обратимся к мудрости народной педагогики, представим один день в кругу дружной семьи.

Игра детей вплетается в дела взрослых, а хлопот домашних за день не перечесть. И вот мастерятся маленькие изукрашенные грабельки – и цветочки на них, и завитушечки: «Чем бы дитя ни тешилось…». А одна ли потеха здесь? В дела семьи дети входили играючи, а, глядь, – и в няньках, и в помощниках за большого: птицу накормит, теленка напоит, грибов лукошко наберет, рассаду польет, обед в поле принесет. Ай, да детка! Ай, да умница! Вот тебе – берестяное лукошко с кружевным резным окладом, вот – чудо-веретенце, «само пляшет, расписные узоры кажет», вот – «валик с петухами-курами, разными фигурами…». То ли шутка, то ли дело, а к жизни готовит, приучает, с радостью дает в маленькие руки большие дела взрослых. Вот и родилась поговорка: «Пятеро по лавкам сидят, пятеро за делом глядят…». Да и те, которые сидят, ведь тоже чем-то заняты! Попробуй удержать без дела пятерых! Сидят – значит, или играют, или работают. Бренчит балалайка, а детишки в лад отцу пристукивают; плетет корзину отец, а дети прутики готовят, очищают, собирают, просят: «Дай попробовать, я так сумею», ждет малышня лапоточки – доплетут последнему – и пошел хоровод…

Для ребенка – это начало пути «след в след» за старшими, мудрыми и опытными: за матерью и отцом, за бабушкой и дедом, за братьями и сестрами, – как призыв достойно продолжить народное умение, сохранить семейные ценности и культурные традиции своей Родины. Не о целостном ли и разностороннем воспитании думали наши далекие предки, когда создавали для детей этот удивительный мир семейных дел и забот, домашних игрушек и забав, календарных праздников и передавали его как бесценный дар по наследству.

В процессе проектирования содержания художественного труда в детском саду важно помнить о том, что художественное творчество по своей внутренней сущности является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям. Поэтому особо следует выделить универсальное действие смыслообразования, суть которого заключается в установлении детьми глубинной связи между целью художественного труда (замысел, идеальный план – что и как будем делать), побуждающим мотивом (для чего или для кого это нужно; что и как изменится, благодаря этому) и практическим результатом (конкретным предметом, который создается в процессе художественного труда).

Специфика художественно-продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов, выражения своих мыслей, идей, замыслов и свободно переносит их в разные ситуации, наделяя культурными и личностными смыслами.

Рассмотрим это положение на примере умения завязывать узелок и бантик. Сначала ребенок научается завязывать узелки и бантики в деятельности самообслуживания (повязывает шарф, завязывает шнурки на обуви и тесемки на куртке и шапке). Затем это умение переносится в другие ситуации: ребенок завязывает узелки и бантики, надувая воздушный шар, помогая маме оформить шторы или красиво упаковать подарок. На занятиях художественным трудом он использует это умение для оформления праздничных открыток, изготовления гирлянд, новогодних игрушек и т.д. В процессе познавательной деятельности идея «узла» помогает ребенку осмыслить понятие о взаимосвязях в окружающем мире. А педагог, проектируя варианты интеграции познавательной и художественной деятельности детей, вкладывает в «узел» и «бантик» универсальный смысл, понимая, что «бант» в своей основе имеет «бесконечник», воплощающий идею взаимосвязи и развития.

– опыт применения так называемых «готовых знаний» для ориентировки в жизненно-практических и познавательных ситуациях;

– опыт применения заранее установленных способов выполнения различных видов человеческой деятельности;

– опыт творческой деятельности;

– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Первые три вида опыта связаны с содержанием, организацией, регуляцией или формой той или иной предметной деятельности. Личностный опыт эмоционально-ценностного отношения к миру – это переживание смысла, включенности данного предмета, деятельности (с ее целями, процессом, ожидаемыми результатами и т.д.) в реальную жизнь, это объективная ценность, ставшая субъективной установкой, взглядом, убеждением, собственным выводом из пережитого.

Структуру художественного труда, а также основные психологические условия и механизмы процесса освоения общечеловеческого опыта наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе современного образования обеспечивается формированием универсальных действий и способностей, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемых ключевыми целями общего образования, выделены четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Основные задачи занятий художественным трудом в детском саду

1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.

2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).

3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/

4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.

5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.

6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.

7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.

Следует выделить основные психолого-педагогические условия , обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:

– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;

–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);

– индивидуальные программы и маршруты развития;

– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;

– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждымребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

– вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);

– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.

Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ - общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов - вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.

Литература

1. Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

2. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

3. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. М.: Русское слово, 2012.

Похожие статьи