Написать предложение первокласснику что он умеет писать. Как научить детей писать красиво консультация (1 класс) на тему. Другие способы обучения грамотному письму

Но вначале, три важных правила:

Во-первых, не забывайте, показать ребенку, как правильно держать ручку.

Для того, чтобы легко зафиксировать правильное положение ручки, вам может помочь инструкция в нашем коротком, но очень полезном видео

Во-вторых, учите детей правильно писать буквы и цифы

Для меня, например, было открытием, что цифра занимает половину клетки и обязательно в прописных цифрах есть наклон. И уж точно я не знала, как проговаривать написание цифр и зачем.

А в написании букв никогда не обращала внимание на то, сколько же там элементов. Однако, как оказалось, детям, для того чтобы научиться писать, нужно подробно объяснять такие для нас очевидные вещи.

Как количество элементов буквы, и тип соединения буквы с другими.

Первое что я диагностировала — что мальчики совершенно неправильно пишут. Именно поэтому и получается у них медленно, и рука устает.


И, первое, с чем столкнулась я, начав «переучивать детей», и с чем сталкиваются многие родители — это нежелание детей многократно писать одну и ту же цифру или букву, выводить элементы письма красиво и аккуратно.

К сожалению, научиться писать без многочасовой практики, невозможно.

И я собрала лучшие приемы, которые помогают мне ежедневно при занятиях с моими детьми

Лайфхак №1 Помоги рыцарю

Как и большинство мальчишек, мои дети совершенно не усидчивые, и писать им просто скучно! Значит, нужно как-то заинтересовать. Что мы стали делать.

В начале каждоый строчки я схематично рисую рыцаря, а в конце строчки — дракона, который держит в замке в заточении принцессу. И говорю детям, что для того, чтобы сразиться с драконом нужно построить к нему мост из букв.

Помогло! Дети с увлечением стали писать буквы, стараясь достроить мост. А дальше обязательно сражались с драконом. Так мы до сих пор иногда продолжаем тренироваться писать. Кривая буква — сломанный элемент моста. Так, мост развалится, и рыцарь до дракона не доберется…

Лайфхак №2 Дневник

Один раз в день, мальчишки заполняют дневник, где пишут одно самое лучшее событие дня и одно самое худшее. Иногда пишут всего два слова.

Но пишут.

В дневнике на полях обязательно рисуем погоду (солнышко, тучка) и пишем температуру. Потом очень интересно пересматривать страницы.

Лайфхак № 3. Крестики-циферки

Из цифр играем с мальчишками в своеобразные «Крестики-нолики». Только вместо крестиков и ноликов у нас цифры. Иногда одинаковые. Те, которые в данный момент тренируем.

Например, тройки. Я пишу «тройки» одним цветом, Никитка другим. И поле у нас, или 4 на 4, или даже 5 на 5. Получатся очень увлекательно и интересно. А главное, цифры ребенок после таких игр стал писать гораздо лучше!

Лайфхак № 4. Элементы скорописи.

Мальчишки очень любят выдумывать новые буквы из элементов и просто элементы. Подробнее в видео:

Лайфхак № 5. Волк и цифра.

Цифра должна занимать половину клетки. Поэтому мой ребенок, во время тренировок, разделив клетку пополам, в левой половине нарисовал «волка». И конечно, старательно вырисовывал цифру в «нужной, правой половинке», чтобы не дай Бог волк ее не скушал.

Даже сейчас, уже когда клеточку пополам не разделяем, Никита знает, что лучше, чтобы цифорка жила в «домике», а то «волк скушает». Лайфхак от Никитки получился) Но ему так было легче понять и запомнить, почему же цифра не должна занимать всю клетку.

Лайфхак №6. Вода-вода

Очень здорово помогает водная тренировка написания букв. Мы берем кисточку и воду, и на столе начинаем старательно водой выводить букву. Вода высыхает — и неудачный эксперимент в месте с ней.

А когда водные буквы начинают получаться, мы переходим к тренировке на доске маркером. Так, ребенок не боится ошибок. А этап тренировки проходит легко и без слез «у меня не получается»

Лайфхак № 7. Гиганчисла

Мы с детьми часто трениуемся писать цифры так. Я поочереди диктую цифры, и пишут дети их подряд в каждой клеточке, например: 654273292928292000298

А потом мы «читаем», что за гигантское число у нас получилось. Для этого нужно всего лишь показать детям, что такое классы и разряды, и как прочитать супербольшое число. Дети в восторге! Они считают это настоящим волшебством.

Почерк — одна из самых больших проблем начальной школы, с которой сталкиваются дети.

Но есть техники для решения данной проблемы

Именно для этого мы создали однодневный тренинг «Красивый почерк. Все о каллиграфии за 1 день», который пройдет 16 апреля с 12:00

В тренинге предусмотрены три отдельных блока из которых Вы узнаете:

Блок для дошкольников

  • Как правильно выбрать ручку ребенку
  • Как правильно писать цифры?
  • Как правильно писать буквы?
  • Как обучать письму?
  • Какие бывают соединения букв?
  • Как научить ребенка правильно держать ручку?
  • Как сделать так, чтобы рука ребенка не уставала?
  • Как помочь ребенку писать быстро, красиво?
  • Когда можно учить ребенка писать?

Блок для школьников

  • Почему дети пишут некрасиво
  • 5 правил красивого письма
  • Упражнения для тренировки руки
  • Если ребенок зеркалит буквы
  • Упражнения для красивого письма
  • Зачем писать красиво и быстро?
  • Как исправить почерк ребенку
  • Как научить ребенка писать аккуратно
  • Почерк и успешность ребенка в школе

Блок для взрослых

  • Как увеличить скорость письма в два раза
  • Как по почерку определить характер

В записи будут все практические материалы, полный курс по правильному написанию каждой буквы и многое другое

Тренинг будет включать много практики, поэтому приготовьте ручки и листы бумаги.

Если есть возможность купить перьевую ручку — замечательно!

Присоединяйтесь к тренингу прямо сейчас и уже к окончанию тренинга Вы сможете помочь ребенку научиться быстро писать и узнайте все о каллиграфии за 1 день.

Пытаясь научить первоклассника писать, родители могут запросто пойти на крайности. Но не всегда принцип «в борьбе все средства хороши» идёт детям на пользу. И не избежать различных неприятных итогов: потраченное впустую время над тетрадкой, крики, вырываемые листы и бесконечное переписывание, далеко не всегда приносящее результаты. Ну а юный школьник будет медленно, но верно терять самооценку и разочаровываться в собственных силах.

Поэтому возникает закономерный вопрос: как научить ребёнка писать красиво, избегая возможных проблем?

Для начала нужно признать тот факт, что любому первокласснику непросто выводить буквы. При знакомстве с ручкой и прописями, рука предательски дрожит, а дети, особенно маленькие, не отличаются терпением и достаточной выносливостью. Письмо для них - большое физическое и эмоциональное напряжение.

В первую очередь, никогда не нужно грубо указывать малышу на ошибки или корявые буквы. Хорошее обучение всегда проходит в позитивном ключе. Нужно не акцентировать внимание на недостатках, а хвалить за старание, не забывая при этом отмечать правильно написанное. И конкретно объяснять, за что именно: слово расположилось ровно на строке, у буквы получился красивый изгиб и т. п.

Если ребёнок проявляет энтузиазм, то можно оценить его работу вместе. Игровая форма любое обучение превращает в удовольствие! Выберите наиболее красивый элемент из всей строки и дайте ему титул короля или королевы тетрадной страницы. И пусть ребёнок торжественно «наградит» букву-победительницу, изобразив над ней корону.

Но не забываем и о необходимых нюансах. Основой красивого почерка должно стать правильное положение за столом. Это поможет равномерно распределить нагрузку и сделать обучение более комфортным. Если же первоклассник будет сидеть неверно, то ему угрожают не только неказистые буквы в тетради, но и быстрая утомляемость. А в длительной перспективе - различные формы искривлений позвоночника.

Облегчат работу ребёнка и подходящие для учёбы пишущие принадлежности:

  • толщина ручки или карандаша не должна превышать 7 мм;
  • оптимальная длина - 15 см;
  • предпочтение стоит отдавать принадлежностям с мягкой накладкой на корпусе, предотвращающей скольжение пальцев.

Обязательно научите ребёнка правильно держать ручку: верный захват не только помогает избежать лишнего напряжения в руке, но и способствует выработке красивого почерка. Для детей существуют специальные насадки-тренажёры, которые способны эффективно научать малышей верно располагать пальцы на пишущих инструментах. Более простой вариант - подыскать ручку с прорезиненной накладкой, на которой имеются углубления для указательного и большого пальцев. При этом не нужно забывать, что они разные для левшей и правшей.

Развитие мелкой моторики также очень полезно, поэтому почаще занимайтесь с ребёнком! Раскрашивание, лепка глиной, солёным тестом или пластилином, игра с конструкторами, плетение из лент или бисера. Даже элементарное застёгивание пуговиц и самостоятельное завязывание шнурков сделают пальцы малыша более ловкими. А значит, и ручку в руках ему будет держать намного проще.

Учим писать прописные буквы - основные этапы

Прежде чем обучать малыша непосредственно азбуке на бумаге, необходимо загодя начать его подготовку. Для этого:

Когда у малыша начнёт получаться, можно переходить к следующему этапу - прописи. Они могут быть как со штриховкой, так и с указанием «оригинала», который нужно повторить самостоятельно. И это совсем необязательно одни лишь буквы. Прописи для дошколят научат детей рисовать ровные или волнистые линии, крючки, различные геометрические фигуры или целые рисунки. Их задача состоит в том, чтобы приучить ребёнка к ручке и письму.

Лишь после того, как рука окрепнет, совершается переход к прописным буквам. Обязательно объясняется, как и в какую сторону необходимо писать тот или иной элемент, процесс показывается на примерах. Проговаривание вслух деталей также поможет детям лучше осмыслить и запомнить принцип, по которому пишется та или иная буква.

Секреты красивого почерка: проблемы и способы их решения

Помимо побед, можно столкнуться и с трудностями. Вот несколько частых проблем, влияющих на качество детского почерка:

Учим писать без ошибок!

Часто первоклассники пишут слова, пропуская в них те или иные буквы. Учителя винят в этом спешку и невнимательность, но истинная причина может таиться в другом: недостаточно практики для развития фонематического слуха. А иногда это является индивидуальной особенностью, когда юному школьнику трудно соотносить услышанные звуки с буквами. В любом случае корректируется проблема систематичной отработкой навыка письма. Предложите ребёнку проговаривать слова вслух, желательно по слогам. Обязательны ежедневные занятия в виде диктантов.

Важно! Внимательно относитесь к детям с нарушениями произношения. Дефекты речи могут отразиться на письме - тогда самостоятельно пытаться исправить ошибки в словах не получится, потребуется консультация логопеда.

Когда «опечатки» совершаются по незнанию орфограмм - дело понятное. Но если ученик пренебрегает изученными ранее правилами, раз за разом ошибаясь в одном и том же месте, то скорее всего, он просто не умеет применять полученные знания на практике. Тогда необходимо не только доступно объяснять, но и закреплять каждую новую орфограмму: тренировочные упражнения на вставку пропущенной буквы, словарные диктанты на основе правила и т. п. При этом ученик должен понимать и уметь объяснить выбранную им букву.

Переход к тетради с широкой линейкой - как помочь ребёнку сохранить красивый почерк?

Рано или поздно детей «переводят» из тетрадей с тонкой линейкой в другие, с широкой. И там уже не всё так просто, появляется необходимость следить за высотой, шириной и наклоном букв. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов почерка:

  • крупные буквы, которые могут занимать и половину, и сразу всю строку;
  • узкий «шрифт»;
  • слишком маленькие буквы.

Логично, что переход не может быть резким или неожиданным. А в идеале навыки письма школьника должны дойти до уровня автоматизма. Маленькая хитрость, которая поможет плавно перестроиться на новый лад: предложить ребёнку писать в обычных тетрадях с тонкой линейкой, но на «пробельной» строке. Её размер достаточно широк, но в то же время имеется косая разлиновка. Она станет помощником в контроле наклона букв. Другой способ переучивания - комбинированная тетрадь, листы в которой чередуются.

Причины медленного письма

Нормальная скорость шестилетнего ребёнка находится в районе 4–6 знаков в минуту, а у детей на год старше верхняя планка поднимается до 9 за этот же промежуток времени.

Иногда долго учишь первоклассника по всем рекомендациям и правилам, но особого результата не видишь. Буквы вроде как и начинают получаться, но пишет он на удивление медленно. Что может стать причиной?

Из-за роста количества электронных устройств манере писать уделяется всё меньше внимания. Но каким бы малозначимым не казался почерк человека, он оказывает колоссальное влияние на развитие личности, особенно на ранних этапах школьного обучения.

Почему учиться писать красиво нужно своевременно

Умение аккуратно писать помогает развить мелкую моторику и улучшить способности мозга. По статистике, составленной психологами, дети, так и не научившиеся аккуратно и ровно писать, чаще отстают в успеваемости от своих сверстников. Это обусловлено невозможностью или нежеланием расшифровывать неаккуратные конспекты как учителями, так и самим школьником.

Обычно вопросом, как научить ребёнка писать красиво, задаются мамы, чьи дети недавно начали посещать начальную школу и впервые проявили свою манеру письма. И конечно, родителей не может не огорчать тот факт, что их драгоценное чадо пишет замысловатые каракули.

Однако они должны понимать, что ребёнок, который пошел в 1 класс, очень пластичен, восприимчив и, конечно, обучаем. Но чтобы исправить ситуацию и научить его писать красиво, придётся приложить немного усилий, разобраться, почему это происходит и помочь первокласснику решить его проблему.

Проблемные моменты каллиграфии

Причиной плохого почерка у детей может стать:

  • ошибочная мотивация либо её отсутствие;
  • страх сделать что-то неправильно, огорчить родителей или учителя;
  • спешка, рассеянное внимание, дефицит концентрации;
  • неправильное расположение во время письма;
  • отсутствие интереса к этому занятию и обучению в целом.

Отсутствие аккуратности может быть обусловлено даже таким банальным фактором, как слабость мышц кисти. Из-за недостаточной подготовки руки первоклассника быстро устают, но при этом он не может всё бросить и отложить тетрадь в сторону прямо посреди урока. В результате он не думает о правильности и красоте написанного, а просто делает то, что ему говорят, но при этом менее аккуратно.

Причиной плохого письма может быть и то, что школьник пишет изначально медленнее своих одноклассников, а учитель, как известно, ориентируется на основную массу детей при проведении урока. Но вне зависимости от провоцирующих факторов, родители, заметившие проблему у своего малыша, могут быстро всё исправить.

Как научить ребёнка красиво и аккуратно писать

Чтобы развить у малыша каллиграфические способности, нужно:

  1. Правильно выбрать ручку и показать школьнику, как её держать. Она не должна быть слишком длинной и объемной. Лучше, если на ручке есть рельефная резинка, предотвращающая скольжение.
  2. Следить за расположением тетради на начальных этапах обучения. Её следует класть под небольшим углом, в 10-20°.
  3. Проверить правильность высоты стола (или школьной парты). Она должна быть ровной и устойчивой, находиться на уровне солнечного сплетения.

Обучение первоклассника письму должно проходить в легкой, непринужденной форме без спешки и суеты. Важно правильно подбирать момент, чувствовать его настроение и быть готовыми уделять занятию 20-30 минут ежедневно.

Чтобы научить ребёнка аккуратно писать, потребуется приобрести несколько разных прописей с буквами, геометрическими фигурами и цифрами. Это поможет заинтересовать малыша и избежать однообразия.

Во время обучения следует обращать внимание школьника на то, чтобы буквы не скакали по строчкам, а располагались ровно в ряд, были одного размера и не вылазили за поля. Можно разработать систему поощрений, когда он будет знать, что получит награду за правильность написания и аккуратность. Или просто обводить хорошо написанные буквы и цифры зелёным маркером.

Альтернативные способы помочь ребёнку обрести красивый почерк

Аккуратность письма определяет не только количество часов, проведённых над прописями. Повысить выносливость мышц кисти и улучшить почерк школьника помогут упражнения, направленные на развитие зрения и мелкой моторики. К тому же, занятия в игровой форме помогут разнообразить процесс обучения, сделав его увлекательным для первоклассника.

Научить ребёнка писать красиво можно при помощи:

  • игры в конструктор с мелкими деталями;
  • театра теней, когда руки малыша принимают положения, создающие тень от лампы в форме осмысленной фигуры;
  • создания конструкций из мозаики, собирания пазлов;
  • разукрашек с мелкими деталями;
  • лепки из пластичных материалов (глины, теста, пластилина);
  • вышивки гладью или крестом;
  • бисероплетения;
  • обучающих тетрадей для детей младшего возраста, в которых нужно обводить или дополнять напечатанные рисунки;
  • приучения к самостоятельному застегиванию пуговиц на одежде и завязыванию шнурков;
  • игры на любых музыкальных инструментах.

Что делать нельзя?

Специалисты в области психологии категорически не рекомендуют давить на ребенка и заставлять его, превращая процесс обучения в наказание. Не стоит говорить ему, что он беспрекословно должен выполнять все требования. Чтобы привить интерес, важно заинтересовывать и аргументировать ожидаемые от него действия.

Любой родитель желает как можно лучше подготовить своего малыша к школе. Поэтому еще до поступления ребенка в первый класс, взрослые начинают обучать кроху азам математики, чтения и письма.

И, если с первыми двумя пунктами подготовки к школе все понятно, то с письмом возникают определенные сложности. В частности, ни один педагог не порекомендует заниматься с ребенком начертанием письменных букв самостоятельно.

В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.

«Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.

Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:

  • внимание;
  • зрительное восприятие и память;
  • хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.

Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.

Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.

Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

Учимся сразу делать правильно

Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.

Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.

Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.

Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.

Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

Подготовка к письму старшего дошкольника

В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.

Рисуйте с крохой простые элементы:

  • палочки;
  • кружочки;
  • крючки;
  • крестики.

Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.

Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.

Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.

Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.

Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.

Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.

Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.

Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

Приобретите дополнительную пропись

Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.

Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.

Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».

Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

Не спешите

Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

Занимайтесь регулярно

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.

Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

Как научить писать грамотно?

Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.

Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.

Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

Проговаривайте слова

Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».

Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

Тренируйте внимание

Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

Когда нужен специалист?

В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:

  • Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
  • Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
  • Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
  • Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
  • Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
  • Не дописывает окончания слов.
  • Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.

Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.

Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.

Как бы педагоги начальных классов ни твердили школьникам о важности красивого почерка, научить этому им удаётся лишь малую часть учеников. Большинству же каллиграфия даётся с большим трудом. Вот почему так важны домашние занятия: именно родители могут научить своего ребёнка писать правильно и аккуратно.

Важность хорошего почерка для учёбы в школе

Сегодня, в век всеобщей компьютеризации, многие родители, возможно, недооценивают важность для школьника хорошего почерка (ведь во взрослой жизни тексты набирают на клавиатуре). Однако это мнение ошибочно, и умение красиво писать для ребёнка имеет большое значение:

  • В начальной школе педагоги часто снижают оценки именно за небрежный почерк. И это не их прихоть, а соответствие критериям, разработанным Министерством Образования. В результате ребёнок может получить четыре (а то и три) балла даже за правильно решённую контрольную по математике или письменный ответ по окружающему миру. Кроме того, учитель порой не может разобрать орфограммы («а» или «о»), и дополнительно снижаются отметки уже по русскому языку.
  • Если школьник привыкает непонятно писать, то нередко дома он не может разобрать собственный почерк.
  • При прохождении ГИА и ЕГЭ тесты, заполненные красивым почерком, не вызовут у проверяющих вопросов.

В начальной школе учителя имеют право снижать отметки именно за небрежный почерк, причём не только по русскому языку

Проблемы с почерком у детей могут быть самые разные: например, у одних буквы «танцуют» над строчкой и под ней, у других они отличаются по ширине и высоте, у третьих - настолько похожи, что невозможно отличить, например, «и» от «н» или «к» от «п».

Нужно ли учиться писать до школы

Некоторые родители начинают учить своё чадо писать, равно как и читать, с раннего возраста, руководствуясь своими амбициями или модными тенденциями. Однако замечено, что у таких детей впоследствии часто портится почерк. Даже если вначале у малыша и получатся красивые буквы, то отрабатывать этот навык нужно долго и упорно, что для крохи непосильно даже в чисто физическом плане.

Таким образом, не нужно торопиться начинать с дошкольником каллиграфические занятия. Пусть это делают педагоги в школе. Родителям же важно отрабатывать дома написание каждой буквы.

До школы целесообразно тренировать с малышом не написание букв, а лишь их составляющих элементов: палочек, крючочков, закруглений и пр. Ребёнку будет легче в первом классе.

До школы лучше учить ребёнка писать не отдельные буквы, а их составные элементы (крючочки, палочки и пр.)

Видео: стоит ли учить малыша писать до школы

Возможные причины плохого почерка у ребёнка

На красоту почерка у школьника могут влиять различные факторы:

  • Неправильная осанка. Ребёнок сидит, согнувшись над столом или развалившись на стуле, перекашивает спину.

    Когда во время письма у ребёнка неправильная осанка, вместо букв могут получаться каракули

  • Недостаточно развитая мелкая моторика. Ребёнку не хватает гибкости пальцев рук, кистей. В итоге буквы получаются неаккуратными, «дрожащими».
  • Малыш неправильно держит ручку: очень сильно сжимает, слишком низко или высоко захватывает.

    Причиной плохого почерка может быть неправильный захват ручки

  • Сама ручка может быть неудобной - очень толстая, гладкая, со слишком тонким или толстым стержнем, отвлекает внимание деталями.

    Когда ребёнок только учится писать, ему подойдёт не любая ручка

  • Плохо развита пространственная ориентация: строчки про этом заходят за тетрадные поля, уходят вверх или вниз, сильно различаются интервалы между буквами и отдельными словами.
  • Школьник неправильно располагает тетрадь на столе.

Замечено, что проблема плохого почерка больше актуальна для мальчиков. Девочки по природе своей более аккуратны и усидчивы, поэтому и выводят буквы более старательно. Хотя всегда есть свои исключения.

Пока у младшего школьника не укоренился неправильный почерк, проблему нужно решать, исходя из провоцирующих её факторов.

Правильная посадка

Выполняя письменные упражнения, ребёнок должен сидеть за столом определённым образом:

  • Спина расположена ровно, а плечи и шея расслаблены.
  • Руки лежат на столешнице, но локти её не касаются.
  • Расстояние от столешницы до груди ребёнка должно быть примерно равно его ладони: не нужно наваливаться на стол или слишком отстраняться от него.
  • Ноги стоят ровно на полу, хорошо использовать специальную подставку. Если их скрещивать или закидывать одна на другую, искривляется позвоночник.

Правильная посадка за столом поможет школьнику обрести красивый почерк

Укрепить мышцы спины (чтобы ребёнку было проще держать её ровно) помогут простые упражнения. Их можно делать в рамках обычной утренней зарядки.

Развиваем мелкую моторику

Мышцы руки школьника должны быть готовы к нагрузкам, которые предполагает письмо. И тренировать их лучше всего задолго до поступления в первый класс. Помогут в этом занятия-развлечения (малышам они приносят только удовольствие):

  • рисование (особенно по клеточкам), раскрашивание картинок карандашами (фломастеры лучше не предлагать, они предполагают минимальную нагрузку на мышцы рук);
  • лепка из пластилина, глины, солёного теста;
  • работа с ножницами (вырезание снежинок, деталей для аппликаций и пр.);
  • конструирование с использованием мелких деталей («Лего» и пр.);
  • игры в мозаику;
  • перебирание круп, занятие с кинетическим песком;
  • игры с теневым театром;
  • оригами;
  • девочкам подойдёт бисероплетение, вязание крючком.

Существует масса интересных занятий и игр на развитие мелкой моторики

Видео: графические задания, которые предшествуют написанию букв (помогают пальчикам окрепнуть)

Развиваем пространственное восприятие

Улучшить пространственное восприятие помогут игровые задания:


Выбираем правильную ручку

Ручка, которой пишет школьник, должна отвечать определённым требованиям:

  • Стержень шариковый, а не гелевый (он может размазываться, резко переставать писать, царапать бумагу). При этом он не должен оставлять слишком тонкий или жирный след.
  • Ручку выбирают средней толщины, ориентируясь на физиологию детской руки.
  • Вариант из металла не подойдёт (пальцы будут скользить), нужно выбирать пластмассу с резиновой накладкой у основания.
  • Автоматическая ручка не подойдёт: желание почаще нажимать на кнопочку будет отвлекать ребёнка во время письма.

Желательно приобрести шариковую ручку с прорезиненным основанием - она не будет выскальзывать из пальцев ребёнка

Правильный захват ручки

Ручка должна лежать на среднем пальце, удерживаться подушечкой большого, а указательный прикрывает её сверху. Расстояние же от основания до пальцев составляет примерно 1,5 см.

Красота почерка во многом зависит от правильного захвата ручки ребёнком

Сформировать правильный захват помогут упражнения:

  • Пинцет. Малыш захватывает ручку вверху тремя пальцами и скользит вниз до нужного положения.
  • Контрольная точка. На среднем пальчике рисуется яркая точка - место контакта с ручкой (на ней самой можно обозначить предел, за который нельзя опускаться).
  • Резинка. Ручка и запястье ребёнка соединяются резиночкой - фиксируется правильное положение.
  • Салфетка. Обыкновенная салфетка складывается таким образом, чтобы ребёнок прижал её мизинцем и безымянным пальцем к ладони, поэтому эти пальцы не смогут принять участие в процессе письма.
  • Использование специальных насадок на ручку с углублениями для пальцев.

Сформировать у ребёнка правильный захват ручки помогут различные упражнения

Видео: держим ручку правильно с помощью контрольной точки

Видео: правильный захват ручки с помощью салфетки

Положение тетради

Тетрадь при письме нужно располагать под небольшим углом (примерно 25º) вправо по отношению к краю стола (если малыш левша - то влево). По мере заполнения она передвигается вверх: вначале придерживается левой рукой внизу, а затем вверху.

По отношению к краю стола тетрадь должна располагаться под углом в 25º

Полиэтиленовая обложка не только придаст тетради опрятный вид, но и не позволит ей скользить по столу.

Постоянные тренировки

Ключевой момент отработки каллиграфических умений - регулярные тренировки. На помощь придут прописи (первокласснику желательно приобрести дополнительный набор таких же, как в школе). В дальнейшем нужно предлагать упражнения на контрольное списывание из книги (в школах за это также ставят оценки).

Залогом успеха являются регулярные тренировки - кропотливая работа в прописях и тетрадях

Во время домашних тренировок обязательны перерывы - физкультминутки, пальчиковая гимнастика. И главное - никакого принуждения, нужно уметь создавать у ребёнка мотивацию (например, буквы расстраиваются, что он пишет их не очень красиво).

Видео: универсальный алгоритм красивого написания букв

Чтобы ребёнок писал красиво и аккуратно, нужно проанализировать все факторы, которые влияют на этот процесс. Задача родителей - устранить возможный дискомфорт, связанный с посадкой, формой ручки или положением тетради, тренировать мелкую моторику и регулярно предлагать своему ребёнку различные упражнения для отработки каллиграфических умений.

Похожие статьи