Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Как и зачем развивать внимание у дошкольников Что внимание детей дошкольного возраста

Несмотря на то, что развитие внимания у детей дошкольного возраста носит... Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или...

Как часто родители первоклашек жалуются, что ребёнок «считает ворон» на уроках, отвлекается при выполнении домашнего задания, не может и минуты усидеть на месте. А он совсем и не виноват! Это им, родителям, нужно было подумать о развитии внимания у малыша ещё до школы.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский, указывая на важность воспитания у детей внимания, сравнивал его с дверью в детское сознание, которая должна быть всегда открытой. Это умение сосредотачиваться на нужном объекте не появляется у ребёнка самостоятельно.

Понятие внимания

Внимание – это психический процесс, во время которого происходит избирательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

Оно обладает рядом свойств.

  1. Объем — характеризуется количеством информации, которую ребёнок может воспринять. Разложите перед малышом 10 предметов или картинок и спрячьте их под куском ткани. Затем откройте их на 3 секунды и снова накройте. Попросите кроху назвать их.
  2. Сосредоточенность — показывает, насколько сильно малыш может сконцентрироваться на объекте. Дошкольникам её нужно развивать, т. к. она ещё совсем мала. Попробуйте выучить стишок или песенку под включённый телевизор.
  3. Устойчивость – умение продолжительное время поддерживать сосредоточенность. Активность шестилеток продолжается всего 10–15 минут, после чего нужно сменить вид деятельности.
  4. Переключаемость – осмысленный переход от одного объекта или занятия на другой. Перевод концентрации внимания происходит осознанно и требует волевого напряжения.
  5. Распределение – возможность выполнения нескольких дел одновременно.

Нарушение каждого из свойств может привести к отклонениям в познавательной деятельности детей.

Однако бывает, что рассеянность и невнимательность малыша вызвана иными причинами:

  • наличие в носоглотке крохи аденоидов, которые мешают носовому дыханию, как следствие появляется дефицит кислорода в мозге;
  • перегрузки, к которым приводит несоблюдение режима, «перенасыщенные» секциями, занятиями выходные дни;
  • особенности воспитания, когда в семье малыша балуют избытком развлечений, освобождают от обязанностей, позволяют откладывать время занятий.

Родителям не стоит требовать внимательности от уставшего или больного ребенка.

Непроизвольное внимание

Внимание детей дошкольного возраста непроизвольно, или непреднамеренно. Главной его особенностью является то, что появляется оно, лишь, когда крохе интересно занятие или предмет. Наглядно, эмоционально, неожиданно – вот, как должно строиться занятие с малышом.

Произвольное внимание

Ближе к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться произвольное внимание. Оно не зависит от развития непреднамеренного и формируется вследствие воздействия взрослых.

Произвольное внимание развивается у детей при необходимости осознанно сосредоточиться на предмете или деятельности. Хоть здесь и играет роль сила воли и самодисциплина, оно также зависит от интересов и ощущений ребёнка.

Послепроизвольное внимание

Послепроизвольное внимание у детей дошкольного возраста возникает в то время, когда волевое усилие переходит в заинтересованность и увлечённость.

Оно обычно самое эффективное и длительное по времени, т. к. ребёнок не напрягается и не утомляется. Например, малыш хочет посмотреть мультфильм, а взрослые просят его помочь накрыть на стол. Вначале крошка занимается этим с усилием воли, выполняя указания родителей, затем он увлекается и в концентрировании внимания нет необходимости, из произвольного оно становится послепроизвольным.

С чего начинается развитие внимания

Несмотря на то, что внимание детей дошкольного возраста носит пассивный характер, возрастающий опыт и знания малыша об окружающем мире позволяют ему многие действия совершать автоматически. В связи с этим совершенствуется распределение внимания, когда чадо может оперировать уже несколькими объектами без волевого усилия.

Тематический материал:

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Отличным средством при этом становится речь. Дети старшего дошкольного возраста часто проговаривают инструкцию вслух при выполнении задания.

Давая указания своему чаду, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.

Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.

Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

  • Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если малышу сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, кроха будет проговаривать вслух план выполняемых действий.
  • По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда крошка сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.
  • В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.
  • Подталкивайте малыша на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.
  • Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.
  • Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Все познаётся в игре

Трудно переоценить роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Являясь основным видом деятельности малышей, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

«Посмотри на меня»

Во время игры чадо внимательно рассматривает маму и отворачивается. Затем ему следует ответить на вопросы: «Что на мне надето?», «Есть ли на мне очки?», «Какого цвета шарф?». Потом можно поменяться ролями.

«Зоркий глаз»

Дома или на прогулке попросите ребенка осмотреться и назвать все предметы по какому-то признаку (найди круглые, синие предметы). Для крошек помладше выбирайте простые признаки – форму, цвет, размер. Деткам старшего дошкольного возраста можно усложнить критерии: найди все деревянное, гладкое.

«Сложи пуговку»

Во время данной игры происходит развитие внимания и памяти у ребят дошкольного возраста. Подготовьте две коробочки с идентичным набором разных пуговиц или мелких предметов и два бумажных листочка, расчерченных на квадраты. Один из игроков выкладывает на клетки 3 пуговички и через некоторое время накрывает их. Задача второго участника повторить расположение пуговиц на своем игровом поле. В зависимости от возрастных особенностей, можно сделать игру сложнее и добавить предметы и клетки.

«Маленький корректор»

Отличная игра для развития произвольного внимания. Приготовьте любой текст с крупным шрифтом. Задача малыша зачеркнуть в нем все встречающиеся буквы «и», например. Замечательно, если родитель присоединится, и по сигналу будет работать с таким же текстом. Завершив задание, можно проверить тексты друг друга. Так развивающий эффект игры будет намного выше.

Когда и проверка, и задание даются крохе легко, можно применить хитрость и допустить одну - две ошибки. Если ребенку трудно их обнаружить, не торопитесь с подсказкой. Достаточно лишь ненавязчиво направить малыша фразами типа «По-моему, я ошибся», «Может в этой строке» и т. д., пока кроха найдет ошибку.

Усложняя игру можно:

  • искать несколько букв;
  • отмечать их по-разному;
  • поиграть, кто быстрее.

Поддайтесь и вы увидите, как вкус победы заставит дошколёнка стремиться к совершенствованию своих навыков.

Примечание: обратите внимание на особенности поиска ребенка. Его взгляд не должен хаотично искать нужные буквы, а двигаться слева – направо. Если необходимо, объясните и покажите, как следует действовать.

«Не собьюсь»

Игра полезна для сосредоточенности и распределения произвольного внимания. Крошка считает до 10 или рассказывает стихотворение, а родители пытаются его отвлечь. Не забудьте приготовить приз победителю.

«Три задания»

Данная игра направлена на развитие объема произвольного внимания у ребят старшего дошкольного возраста. Не двигаясь, ребенок должен внимательно выслушать три задания. Потом по сигналу быстро приступить к их выполнению в заданном порядке.

Упрощенный вариант:

  • подпрыгни три раза;
  • назови домашнее животное;
  • возьми в руки пластмассовый предмет.

Усложненная игра:

  • моргни столько раз, сколько дней в неделе;
  • напиши на бумаге имя на букву «н»;
  • встань рядом с круглым синим предметом.

Можно придумать и больше пунктов, если особенности познавательных процессов ребенка позволяют.

«Не пропусти слово»

Взрослый называет малышу набор слов, а он, услышав те, которые обозначают неживые предметы, например, хлопает в ладоши или встает.

Усложните задачу, добавив для «узнавания» еще одно слово (к примеру, растения) и новое действие к нему.

Подобные игры, кроме развития произвольного внимания, расширяют кругозор дошкольника. Замечательно, если к игре присоединится еще несколько ребят. Желание победить и символический приз сделают игру еще увлекательнее.

Вспомните старые добрые детские игры типа «съедобное - несъедобное», «да - нет, черное - белое», в которой эти слова являются запрещенными, или «Ухо-нос». В последней малыш по команде показывает части тела, а ведущий путает его, называя одно слово, а показывая на другой орган.

Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

Старайтесь не упрекать свое чадо за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите крошку и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!

О правильном развитии ребенка задумывается каждый родитель. Особенно важно развивать детей детсадовского возраста, ведь их психика только начинает формироваться, а все привитые навыки и привычки закрепляются на всю жизнь. И влияют на судьбу ребенка. В этот период жизни детей нужно не только учить читать и писать, но и прививать им навыки общения, учить правильно мыслить. Не последнее место должно занимать развитие внимания у дошкольников.

Что такое внимание?

При занятиях с ребенком уделяют внимание не только физиологической области, но и формированию психики. При развитии внимания у дошкольников достойные результаты можно увидеть уже на второй-третьей неделе регулярных занятий.

Что же такое внимание? Почему так важно его развивать? Вниманием называют способность сознания сосредотачиваться на чем-то определенном, при отвлечении от всего остального.

Внимание может быть направлено на объект внешнего мира или на собственные мысли, чувства и переживания. Оно помогает освоить интеллектуальную деятельность, осваивать новые предметы. Улучшает успеваемость в школе.

Внимание включает в себя такие понятия, как:

  • Концентрация. Это способность человека сосредоточиться определенное время на каком-то объекте или задаче.
  • Объем. Способность сосредотачиваться одновременно на нескольких объектах. Обычно к трем годам дети умеют сосредотачиваться одновременно на двух или трех объектах.
  • Переключаемость. Характеризуется быстротой перемещения внимания с одного предмета на другой. Взаимосвязана с силой воли человека.
  • Распределяемость. Умение распределять внимание между несколькими объектами, сферами деятельности одновременно.

Внимание следует постоянно тренировать, только тогда ребенок сможет воспринимать объект избирательно. Выработает привычку правильно и быстро переключаться с одного предмета на другой. Во время сосредоточения малыш осмысляет предмет, его свойства, подключает воображение. Думает, что с выбранным объектом он сможет сделать.

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок с удовольствием познает все новое. Развитие слухового внимания у дошкольников, равно как зрительного, - процесс, который малышом воспринимается с радостью и легко усваивается.

Включают в себя следующие направления:

  • управление объемом памяти;
  • навыки распределения внимания;
  • умение концентрироваться;
  • развитие и совершенствование внимательности.

Зачастую развитие внимания у дошкольников происходит в игровой форме и обычно нравятся детям. Но если ребенку занятия не по душе, то заставлять его не следует. Необходимо переждать время и позаниматься через несколько часов или на следующий день.

Виды внимания

Внимание бывает двух видов - непроизвольное и произвольное.

Первый вид предполагает совершение спонтанных поступков. Здесь не прилагается и нет предварительного осознанного намерения. Подобный вид внимания возникает на фоне внутренних и внешних раздражителей. К ним можно отнести острый или неприятный запах, яркое освещение, сильный звук. Внутренними факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются чувства и потребности человека, интересы личности.

Произвольное внимание относится к социальному. Оно начинает формироваться под влиянием взрослых. Развитие произвольного внимания дошкольников связано с реализацией определенных целей, которые ставит перед ребенком родитель или воспитатель. По мере взросления дети начинают ставить перед собой цели самостоятельно, прилагая для этого волевое усилие. Поэтому важно уделять достаточно много времени развитию внимания у дошкольников. Это положительным образом скажется на их дальнейшей судьбе и поможет учиться в школе.

Нарушение внимания

Определенно развитию внимания у дошкольников должно уделяться время. Иначе может произойти его нарушение, которое ведет к снижению психологической устойчивости и концентрации.

Дети с нарушенным вниманием плохо учатся, не умеют мыслить и концентрироваться. Плохо ориентируются на улице. Не способны действовать согласно инструкции и не воспринимают речь на слух. Для такого ребенка слова не несут информативного значения. Нарушенное внимание влечет за собой синдром его полного отсутствия.

Чем ребенку грозит невнимательность? Прежде всего нарушение внимания вызывает переутомление, социальную отчужденность, стресс и депрессию. Невнимательность провоцирует скандалы в семье, тяжелое восстановление после болезней. Малыши с отсутствием внимания, больше чем остальные, подвержены весенним гиповитаминозам, простудам. Как правило, такие дети мало бывают на свежем воздухе и скудно питаются.

Еще сниженное внимание не позволяет следить за происходящими событиями. Мысли таких детей перескакивают с одного объекта на другой, пропуская чистую осознанность происходящего. Дети с таким уровнем внимания тяжело выполняют новые упражнения и постоянно возвращаются к старым, уже освоенным занятиям. Такой ребенок не способен сосредотачиваться. Он быстро теряет ко всему интерес.

Лечение детей с пониженным вниманием должен проводить специалист. Назначать лекарства. Говорить, к каким средствам развития внимания дошкольников, следует прибегнуть в этом случае. Порой даже и особых усилий прилагать не потребуется. Даже упражнения на развитие внимания у дошкольников иногда способны исправить такую ситуацию.

Симптоматика невнимательности

Когда родители начинают быть тревогу и понимают, что развитию внимания ребенка дошкольника следует уделять больше времени? Этот момент наступает тогда, когда взрослые видят, что малыш не умеет вообще сосредотачиваться на нескольких объектах. Ребенок постоянно отвлекается, ему трудно собраться и усидеть на месте. О недостатке внимательности говорит и неспособность сконцентрироваться на определенном объекте или деятельности. О невнимательности говорит и плохая переключаемость с одного рода увлечения на другой. Вопросы возникают и тогда, когда ребенок не может выполнять несколько видов деятельности одновременно, не может сосредоточиться по требованию взрослого человека и рассеян.

Есть такое понятие, как «кризис внимания». Оно подразумевает под собой способность ребенка воспринимать устную речь не полностью, а частями, через определенный период времени. Как правило, ребенок сосредоточен только первые 15 минут. Затем детский мозг отключается на 2-3 минуты. Следующая партия информации воспринимается уже на протяжении 12 минут, то есть на три минуты меньше, потом наступает очередной «кризис внимания». Далее идет третий «кризис», завершающий. Через десять минут мозг ребенка полностью перестает воспринимать устную речь. Он чувствует усталость и сонливость.

Во время занятий следует учесть данную особенность некоторых детей, и в моменты, когда мозг перестает воспринимать информацию, ребенка следует переключить на другую деятельность. Устроить физкультминутку, пошутить, помочь малышу снять напряжение и расслабиться.

Этапы развития внимания

К развитию внимания ребенка-дошкольника существует свой особый подход. Занятия должны проходить в комфортной обстановке. Ребенку лучше рассказать содержание предстоящих упражнений. Малыш должен иметь позитивный настрой и настроиться на доверительное общение.

Развитие внимания у ребенка проходит в несколько этапов:

  • В первый год жизни у малышей развито только непроизвольное внимание.
  • На втором году кроха начинает интенсивнее изучать внешний мир, исследует все вокруг. Именно в этот период жизни закладываются первые зачатки произвольного внимания.
  • С третьего года жизни дети способны следовать несложным инструкциям. Ищут глазами нужный им предмет.
  • На четвертый и пятый год жизни ребенок способен действовать по словесной инструкции. Может целенаправленно искать предмет. Умеет анализировать свойства объекта. Устанавливать его связь с окружающим миром.
  • В пять-шесть лет ребенок начинает совершенствовать свои желания. Для их исполнения он вырабатывает определенные инструкции.
  • В семилетнем возрасте волевое желание формируется полностью. Объем информации, способность концентрироваться и устойчивость внимания будут меняться, совершенствоваться по мере взросления.

При развитии внимания ребенка-дошкольника следует воспользоваться специальными играми и упражнениями, которые направлены на совершенствование данной области психики человека. Чтобы ребенку не надоедали занятия, физические и умственные упражнения должны чередоваться.

Особенности развития внимания у детей состоят в том, что ребенок в данный период жизни становится послушным. С удовольствием учится и изучает внешний мир. Стремится к самостоятельности. Таким детям нужно позволять делать что-то самим. Учить доводить дело до конца. Позволить малышу высказывать свои желания и мысли. В этот момент важно помочь малышу создать свой мир на бумаге или с помощью конструктора. Таким образом ребенок учится правильно реагировать, сопереживать и понимать людей.

Развитие произвольного внимания старших дошкольников состоит в возможности участвовать в сюжетно-ролевых играх. Это могут быть сцены из различных сказок. Игры в больницу, магазин или войну. Главное, помочь малышу составить план действий, распределить роли в игре. Научить правильно общаться. Именно в таких играх малыш учится концентрировать свое внимание.

При создании математических занятий для детей следует учесть, что дошкольник уже знаком с простыми геометрическими фигурами, способен расставить цифры до десяти в нужном порядке, умеет отличать большой предмет от маленького и сравнивать количество предметов.

Логические занятия должны учить сосредотачиваться на определенном объекте. Это может быть поиск отличий между двумя картинками, собирание несложного пазла или конструктора по образцу. Можно предложить малышу обобщить предметы по схожим характеристикам, пересказать сказку, перечислить название городов и стран, охарактеризовать определенный фрукт или овощ. Главное, чтобы занятие было интересное и смогло на 10 минут увлечь ребенка.

Развитие внимания дошкольника: игры и упражнения

Каждый возраст ребенка имеет свои нюансы. При развитии внимания у старших дошкольников следует учесть, что дети в этом возрасте хорошо разговаривают и умеют строить предложения. Чувствуют интонацию, воспринимают музыку, воспроизводят различные движения, а также с удовольствием лепят, рисуют, клеят, делают поделки, помогают в работе по дому.

При развитии внимания у дошкольников должны задействоваться и подвижные игры. Полезна утренняя гимнастика, «вышибалы» и другие игры с мячом. Они учат концентрироваться сразу на нескольких раздражителях.

Активные физические упражнения на развитие внимания у старших дошкольников могут быть следующими, это:

  • Подражание. Здесь дети располагаются по кругу. Ведущий находится в центре и говорит определенные слова. Например, при слове «зайчик» дети должны прыгать и т. д.
  • Ухо-нос. Называется определенная часть тела, и дети должны схватиться за упоминаемый орган.
  • Зеваки. Дети идут по кругу. Как только раздастся хлопок, они должны перевернуться, а тот, кто зазевался, выбывает.

Занятия должны проходить спокойно, без чрезмерной активности. Дети не должны толкать друг друга и быстро передвигаться, во избежание ушибов и повреждений.

Упражнение на развитие внимания у дошкольников может происходить и по ниже предложенным схемам:

  • «Что исчезло?» Перед ребенком ставят несколько предметов и дают время на их изучение. Затем просят малыша отвернуться и убирают одну игрушку. Дошколенок должен назвать недостающий предмет.
  • «Найти игрушку». Нужно спрятать игрушку, после чего объяснить, где она находится. И ребенок, опираясь на словесное описание, должен найти спрятанную вещь.
  • «Отличия». Малышу показывают две похожие картинки и просят найти отличия.
  • «Дни недели». В быстром темпе называются дни недели, и при упоминании выходных ребенок должен захлопать в ладоши.
  • Обвести картинку. Следует из точек нарисовать изображение. Малыш должен соединить точки непрерывной линией так, чтобы получился рисунок.

Занятия с детьми на развитие внимания

Развивать внимание дошкольников следует весело. Упражнения должны увлекать и быть приятными для малыша. Интересными для детей могут быть следующие занятия:

  • Задание нарисовать город, дорогу, дом, зайчика и т. д. Если ребенок не любит рисовать, то можно попросить слепить фигурку из пластилина. Некоторые дети с удовольствием клеят или вырезают.
  • Для выполнения этого задания подойдет любой листок из старой книги или газеты. В нем нужно попросить ребенка зачеркнуть определенную букву. Например, букву «а» или «е». Со временем задание можно усложнить, попросив одну букву зачеркнуть, а вторую подчеркнуть.
  • Можно разработать вместе с ребенком для занятия план действий и четко следовать ему. Допустим, у ребенка сначала будет рисование, затем лепка, а потом трудовые поручения по дому.
  • Внимание развивает поиск ошибки в картинках. Например, на ели можно нарисовать яблоки, а на яблоне - шишки.
  • Можно расположить перед ребенком несколько предметов. Затем накрыть их, а ребенок по памяти должен воспроизвести те вещи, что лежали перед ним. Считается, что если дошколенок назовет 6-7 предметов, то это уже хорошо.
  • Расположение предметов. Разложить на столе несколько предметов, ребенок их изучит. Потом следует попросить малыша закрыть глаза. Следует изменить порядок расположения вещей. Ребенок должен воспроизвести по памяти предыдущее расположение предметов.
  • Помогает концентрировать внимание заучивание стиха при включенном звуковом раздражителе. Например, при работающем телевизоре.
  • «Не ошибись». Взрослый произносит набор слов, а ребенок должен при озвучивании определенных предметов хлопать в ладоши. Например, при названии овощей, транспорта или одежды.
  • Хороший результат обучения дает «цифровая» таблица. На листе бумаги располагают в хаотичном порядке цифры от 1 до 10 или 20. Ребенок считает по порядку, указывая на цифры.
  • «Топ-хлоп». При произношении правильных фраз ребенок топает, если услышит неправильную, то хлопает.
  • При прослушивании сказки взрослый стучит несколько раз в молоток. Ребенок должен сосчитать, сколько раз он услышал стук молотка.
  • Ребенок вслед за взрослым повторяет движения. Заранее определяются манипуляции, которые малыш выполнять не должен. Как только малыш повторит запрещенное движение, то он проиграл.

На развитие памяти и внимания дошкольника нужно выделять время, иначе в школе ребенок столкнется с трудностями в освоении новых предметов, не будет усидчивым и с трудом будет поддаваться обучению.

Дыхательные упражнения

Упражнения с контролем за дыханием так же важны для развития внимания дошкольников, как и все остальные. Для чего проводятся подобные упражнения? Прежде всего для того, чтобы наладить ритм дыхания и улучшить функции самоконтроля. Дыхательные упражнения, помогающие развить внимательность, выглядят следующим образом:

  • «Воздушный шар». Для его выполнения нужно расслабить живот. После чего ребенку предлагается произвести вдох и надуть живот, имитируя нахождение шара в животе. Проделать упражнение следует несколько раз.
  • Поочередное вдыхание воздуха. Закрыв правую ноздрю, начинают дышать левой и, наоборот, закрыв левую ноздрю, дышат правой. Это упражнение стимулирует работу полушарий головного мозга.
  • Поочередное вдыхание и выдыхание воздуха через нос. Это упражнение похоже на предыдущее и отличается от него тем, что вдыхать воздух нужно через одну ноздрю, а выдыхать через другую.
  • Вдыхание воздуха с закрытыми и открытыми глазами. При выполнении данного упражнения при вдохе ребенок должен открыть глаза, при выдохе их закрыть. После нескольких повторений вдох производят с закрытыми глазами, выдох с открытыми.

Эти упражнения, как и предыдущие, направлены на развитие произвольного внимания у дошкольников. Главное, выполнять их регулярно, тогда результат не заставит себя ждать.

Правила развития внимательности

Методик, направленных на развитие внимания у дошкольников, множество, а при их освоении действуют несколько одинаковых принципов:

  • Постепенность. Не стоит начинать занятия сразу со сложных упражнений. Здесь хороша постепенность, и стоит придерживаться принципа «от простого к сложному».
  • Запоминание правил. Малыш должен не только следовать словесным требованиям взрослых, но и сам запоминать правила. Держать их в голове, чтобы в дальнейшем он мог самостоятельно выполнить задание, без контроля взрослых людей.
  • Контроль своих действий. Ребенок во время занятий должен следить и контролировать свои действия. Выстраивать алгоритм выполнения задания. Уметь создать последовательность своих шагов в своей голове и озвучивать их вслух. Малыш должен научиться следовать инструкции.
  • Без насилия. К занятиям принуждать ребенка не стоит. Если у малыша нет настроения, то следует позаниматься с ним в другое время. Если какое-то упражнение ребенку не по душе, то следует заменить его на другое. Главное, чтобы занятия малышу нравились.

Развитию внимания, памяти и мышления у дошкольников родители должны уделять много времени. Тогда школа будет доставлять радость ребенку, а учеба даваться легко, а преодоление трудностей при получении знаний не вызовет отрицательных эмоций.

Во все времена развитие внимания у детей дошкольного возраста было очень важным для последующего успешного обучения. В современном обществе, где малыш с младенчества окружен многочисленными электронными устройствами, привить ему способность концентрироваться на выполнении конкретной задачи становится все сложнее. Все большее значение приобретают упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников.

Произвольное и непроизвольное

Что такое внимание? Это умение сконцентрироваться, контролировать нашу психику. Психологи выделяют следующие его виды:

  • сенсорно-перцептивное, реализуемое посредством органов чувств (зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое);
  • интеллектуальное, характеризуемое умением мыслить;
  • двигательное;
  • индивидуальное или коллективное.

По степени умения человека контролировать свой организм наука определяет 3 типа:

  1. Непроизвольное — присуще каждому индивидууму и является генетической реакцией на раздражающий фактор, например, громкий звук, вспышку света.
  2. Произвольное — носит характер сознательного проявления, зависящего от желания личности и требующего осознанных действий.
  3. Постпроизвольное — базируется на произвольном внимании и определяется, как результат сосредоточения на некоем действии или предмете в силу возникновения к нему осознанного интереса.

Различают также внешнее внимание, с которым связано изучение личностью окружающей среды, и внутреннее, которое неразрывно связано с процессом человеческого самопознания.

Отличие внимания ребенка и взрослого

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте неразрывно связаны с формирующейся психикой. С одной стороны малыш активно изучает окружающий мир, с другой — не слишком охотно соглашается остановиться на чем-то конкретном на продолжительное время.
Он избирательно реагирует на события, вызывающие интерес. Растущий организм придерживается ориентировочного рефлекса.
В поведении ребенка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. Малыш легко переключается с одного действия или предмета на другой. Им движет главный мотив «хочу».

Формирование осознанного внимания ребенка происходит постепенно. Не стоит полагать, что научить его сосредоточению на некоей задаче — это дело только детского сада или школы.

Проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо». Чтобы «надо» стало осознанным, а не навязанным, важно помочь ребенку в игровой форме научиться осознанно концентрироваться в общении с родителями в процессе занимательных игр, чтения, прогулок. Далее, вовлекаясь в коллективные мероприятия, ребенок закрепляет навык концентрации.

Обязательна ли диагностика?

Становясь старше, ребенок постепенно учится удерживать внимание на все большем количестве предметов. Игры у дошкольников постепенно формируют усидчивость, сосредоточенность. Но не всегда родители и педагоги могут своевременно выявить проблемы, связанные с формированием внимательности. Зачастую нежелание заниматься или отсутствие интереса к играм, не связанным с активным движением, взрослые списывают на особенности характера.
Определить проблему поможет диагностика развития внимания у дошкольников. Для ее проведения широко используется картотека игр и тренинг, позволяющие проверить такие параметры как:

  • наблюдательность;
  • развитие слухового внимания;
  • умение переключиться с одного занятия на другое.

Каждое задание выполняется на время. В раннем возрасте диагностика внимания проводится при помощи карточек, кубиков или игрушек. Задания могут быть, например, такими:

  • выбери карточки, на которых изображены домашние животные;
  • собери в корзинку то, что растет в огороде;
  • посмотри на картинку, закрой глаза, ответь, какого цвета была машинка;
  • раскрась синим цветом все круглые предметы, а зеленым — все треугольные.

Развитие через наблюдение

Особенности внимания детей дошкольного возраста связаны со спецификой раздражителя и длительностью его воздействия. В возрасте 4 лет малыш легко и надолго отвлекается на игровые моменты, сопровождаемые громкими звуками. Вернуть его внимание всегда сложно.
В 6-7 лет такие отвлекающие моменты уже не вызывают столь длительного интереса.
Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста необходимо грамотно использовать. Все малыши любознательны. Ежедневное наблюдение за жизнью домашних питомцев — грызуна, рыбки, черепахи, котенка развивает устойчивое внимание к определенному предмету. Интересно же узнать, как будет кушать хомячок или какую игрушку выберет щенок.
Приглашая в дом гостей, ребенок должен понимать, что сначала надо помочь маме накрыть на стол и только после этого присоединиться к играм с детьми.
Постепенно вовлекаясь в посильную трудовую деятельность, выполняя задания и получая удовольствие от результата (красиво слепленный пирожок, аккуратно расставленная обувь, разложенные в пенал фломастеры), ребенок развивает произвольное внимание.
Исследование процессов учит делать выводы, закрепляя полученные результаты.

Внимание — залог успешной учебы

Развитие внимания у старших дошкольников должно происходить своевременно. Иначе в школе малышу будет очень трудно вписаться в распорядок дня, требующий повышенной концентрации внимания на протяжении длительного времени.
Развитие внимания в дошкольном возрасте — это закладывание фундамента всего школьного будущего ребенка. Если в возрасте 4-5 лет он способен выполнять определенные действия под руководством взрослого человека, то к 6-7 годам он должен уметь самостоятельно осознанно концентрировать свое внимание на совершении определенных действий. У старшего дошкольника, готового сеть за парту, явно выражены навыки самоорганизации. Он должен быть способен руководствоваться самоинструкциями.
Следует помнить, что этот результат невозможен без всяческой поддержки и помощи взрослых.
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста неразрывно связано с умением выполнять домашние обязанности сначала под руководством родителей, а затем и добровольно, понимая их необходимость и свою ответственность. Для этого мама и папа должны постараться превратить любой домашний труд с участием малыша в интересное занятие.

Как помочь дошколенку?

Подготовка к школе — финишная прямая от беззаботного детства к жизни с кругом повседневных обязательств и обязанностей. От того насколько правильно происходит развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста зависит их школьное благополучие.
Поэтому в подготовительных группах детских садов на занятиях обязательно присутствуют упражнения на концентрацию. Они помогают ребенку:

  • активизировать необходимые в процессе обучения психологические и физиологические процессы;
  • самостоятельно анализировать и отбирать нужную информацию;
  • учиться избирательно и регулярно сосредотачиваться на одном и том же виде деятельности.

Диагностика внимания дошкольников просто необходима, если они не посещали детский сад. Подготовка к школе — слишком ответственный период, в котором игровой процесс уже не преобладает. Для дошкольников крайне важно уметь понимать, что от них требуется и выполнять задания. Умение понимать связи между словами и действием и есть проявление внимания.
При выявлении проблем в формировании внимания дошкольников необходимо своевременно корректировать ситуацию, начав с обследования.

Умение концентрироваться — основа успеха

Как бы это ни звучало, но формирование внимательности в детском возрасте является основой будущей личной жизни. Умение слышать окружающих людей, отсутствие страха перед ответственностью за совершаемые действия определяют способность человека создавать длительные крепкие отношения.
Какой тренировке подвергалась его психика в детстве, насколько много было в дошкольном и школьном возрасте развивающих занятий — все это непроизвольным образом накладывает отпечаток на взрослую жизнь.
Умение сконцентрироваться на поставленной задаче является важнейшей из характеристик, определяющих деловые качества. Поэтому так значимы упражнения на развитие внимания у дошкольника, особенно у старшего возраста, стоящего на пороге школы. В этом возрасте ребенок должен уметь совмещать действия с несколькими предметами. Например, слушать сказку и убирать игрушки или одеваться и рассказывать стишок.

1. Теоретическая часть

1 Понятие о внимание как об особом свойстве сознания

1.2 Основные виды внимания

1.3 Основные свойства внимания

1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка

1.5 Особенности внимания в младенческом и раннем возрасте у детей

6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

2. Практическая часть

Литература

Теоретическая часть

1.1 Понятие о внимание как об особом свойстве сознания

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам "настроить" на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия и называется вниманием.

Внимание - это направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность объектах, имещих для личности определенную значимость.

Внимание обычно не считает особым психологическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы "жертвует собой" ради них и обеспечивает успешную и четкую работу сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: всматривание, вслушивание, принюхивание, обдумывание задач или, забыв обо всем на свете пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Внимание - это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания) предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Внимание может проявляться как в сенсорной, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах.

1.2 Основные виды внимания

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевое усилия, которое переживает как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Воловое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не овлечься, не ошибиться в действиях. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека. Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевцых усилий, утомляет через 20 минут.

Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

1.3 Основные свойства внимания

Внимание отвечает не только за направление потока психической жизни человека, но и за другие его важные способности.

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость внимания отличает людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Колебание внимания - кратковременное непроизвольное изменение степени внимания интенсивности, напряженности.

Переключаемость внимания - способность быстро переходить от одной деятельности к другой.

Распределение внимания - способность одновременно выполнять несколько видов деятельности.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении.

В жизни трудно определить, за счет какого именно качества внимания достигается успех в деятельности: большого объема внимания или быстрой переключаемости

1.4 Внимание как условие качественного проявления внешней и внутренней деятельности ребенка

Внимание, это одно из самых важных качеств, благодаря которому можно познавать и изучать что-то новое.

Изначально детям присуще только непроизвольное внимание, они еще не способны управлять своим вниманием, легко отвлекаются на все новое, яркое и целиком оказываются под властью внешних впечатлений. Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность.

Выделяют внешнее внимание, обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли. Выделяют также произвольное (осознанно направляемое) и непроизвольное (спонтанное) внимание.

Непроизвольное внимание возникает в ответ на какой-то яркий, необычный раздражитель. Например, во время урока на окно садится яркая птица и все внимание детей уже приковано к ней, а не к учителю.

Произвольное внимание появляется у детей в 5-6 лет. В этом возрасте он уже способен управлять им и может сосредоточиться на чем-то по своему осознанному выбору.

Для того чтобы развивать внимание, необходимо знать его основные свойства и степень развития этих свойств у ребенка.

Объем внимания - количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет, ребенок может воспринимать только один объект, обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько, обычно 2-3.

Концентрация внимания - свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные.

Переключаемость внимания - скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия. С плохой переключаемостью внимания связана рассеянность, которую могут усиливать утомление и хронические заболевания (например, аденоидит - при котором затруднено носовое дыхание и мозг не получает достаточного количества кислорода). Ребенок, особенно впечатлительный, иногда долго не может сосредоточиться на выполнении задания, из-за воспоминания о каком-либо сильном образе.

Переключаемость и объем внимания у маленьких детей развиты плохо. Для их тренировки, существуют специальные упражнения.

5 Особенности внимания в младенческом и раннем возрасте у детей

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев. У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения - безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течении всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение движений связывает ребенка с внешним миром. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор со взрослым. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. Особенностью психического развития младенца является то факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений.

Внимание ребенка младшего и раннего возраста кратковременное и неустойчивое, слабое, он не управляет своим вниманием. Неустойчивое внимание ребенка не поддается управлению, так как он владеет им.

У маленьких детей, узкий объем внимания. Распределение внимания между предметами или действиями детям недоступно. Они не могут сосредотачиваться на словах, обычно после двух лет можно вызвать внимание детей словом, рассказом.

В более старшем возрасте, внимание детей становится устойчиво к активной игровой деятельности, различными действиями.

1.6 Основные направления развития внимания в дошкольном возрасте

Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Такие действия в дошкольном возрасте только начинают складываться.

Внимание, память, воображение ребенка раннего возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Такими они остаются и после вступления ребенка в дошкольный возраст.

Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым последние приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Развитие внимания. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Если трех летние дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов.

Длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Это качество внимания формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Резко возрастает использование речи для организации собственного внимания: выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Практическая часть

Подобрать и нарисовать парные картинки для 2 младшей группы

2 младшая группа - 3-4 различия. Для диагностики взять 3 детей. Задание с каждым ребенком индивидуально "Посмотри эти картинки и скажи, чем они отличаются".


Подобраны и оформлены 3 игры на внимание для 2 младшей группы

Анализ по вопросам:

Сосредоточен ли ребенок?

Отвлекался на посторонние раздражители?

Легко и быстро выполнил задание или испытывал затруднения?

Если нашел быстро все отличия - высокий уровень, если 1-2 различия не заметил - низкий.

Игра для детей от 3-х лет "Пройти лабиринт"

Цель: в игровой форме развивать речь, внимание, память.

Ход игры: Воспитатель рисует запутанные лабиринты, придумывая интересные задания, предлагая ребенку пройти по лабиринту с помощью пальца. внимание ребенок игра память

Слава легко и быстро выполнил задание, не отвлекался, был сосредоточен.

Степан легко и быстро выполнил задание, не отвлекался, был сосредоточен.

Арина отвлекалась, испытывала затруднение при выполнении задания.

Игра на внимание "Где зайчик?" (взята с интернета)

Цель: развития внимания у детей.

Ход: Взять две-три игрушки зайца и пирамиду. Рассмотреть их, а затем накрыть платочками разного цвета и задавать детям вопросы. Затем игрушки увеличивать до пяти. Дети легко и быстро выполнили задание, не отвлекались.

Играя, изучаем буквы

Цель: Развивать у детей внимание, мелкой моторики.

Ход: вырезать буквы из бархатной бумаги и предлагать ребенку обводить их пальцами по контуру. При этом называть каждую букву.

Дети были сосредоточены, не отвлекались, легко и быстро выполняли задания.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит "настроить" на него свои органы чувств.

Внимание у некоторых людей может быть сосредоточенное, внимательное, у других же рассеянное, не внимательное.

Так же и дети дошкольного или раннего возраста. Один ребенок может быть очень сосредоточен, а другой нет.

Настоящее искусство сосредоточения основывается на умении объемно воспринимать поле внимания и одновременно осознавать весь этот объем. Некоторые сферы жизнедеятельности развивают такие навыки.

Литература

1. Немов Р.С. "Психология" 1997г.

Столяренко Л.Д. "Основы психологии" 2005

Коломинский Я.Л. "Основы психологии" 2010г

История изучения внимания - это одна из самых противоречивых страниц в психологии. Многие психологи считают, что внимания нет вообще, а есть только преобладание то одних, то других психических процессов: восприятия, памяти, мышления и т.д. В самом деле, когда человек что-нибудь сосредоточенно рассматривает, - работает его восприятие; когда фантазирует, придумывает что-нибудь, - включается воображение. Может показаться, что для внимания не остается места. Однако во всех этих ситуациях существует примерно одинаковое состояние психики, ее направленность на определенные события и явления действительности. Именно такое особое сосредоточение и есть внимание. Без него невозможно выполнение любой, даже самой простой деятельности.

Внимание не имеет своего специфического продукта. Мы не можем быть заняты вниманием. Результатом внимания является улучшение всякой деятельности.

К.Д.Ушинский: «Внимание есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово учения, иначе оно не попадет в душу ребенка».

Гальперина П.Я. «Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Г.А. Урунтаева под вниманием понимает направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной неуспеваемости детей в школе.

Свойства внимания

Внимание имеет и свои, отличающие его от других психических процессов особенности. Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания – концентрацию, устойчивость, переключаемость, объем, распределение.

Концентрация – это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.

Объем – это количество объектов, которые человек способен воспринять, охватить при одновременном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3-х предметов.

Переключаемость – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода с одного вида деятельности на другой. Это связано с волевым усилием.

Распределяемость – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а по крайней мере двух разных действий одновременно.

Основные виды внимания – непроизвольное и произвольное.

При непроизвольном внимании наша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий, без предварительного намерения. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Сильный звук, яркий свет, острый запах – все это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для нас значимыми – факторы внутренние.

Произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно формируется у ребенка только в общении с взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставит перед ним взрослый, а затем и тех, которые ставятся им самопроизвольно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

Нарушения внимания

1.Маленький объем внимания - невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их.

2.Недостаточность концентрации внимания – трудно сохранять внимание, не отвлекаясь.

3.Недостаточная избирательность - не может сконцентрироваться на нужном объекте, деятельности.

4.Плохая переключаемость – не может переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Плохая распределяемость – не умеет одновременно выполнять несколько дел.

6.Недостаточная произвольность – затрудняется в сосредоточении по требованию.

7.Рассеянность - неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Закон «кризисов внимания »

Следует помнить, что существует закон «кризисов внимания». Суть его заключается в том, что человек может воспринимать устную информацию определенными дозами «квантами». Длительность первой кванты около 12 - 15 минут. Затем наступает небольшое торможение – мозгу нужен отдых хотя бы 1-2 минуты. Это первый кризис внимания. В это время происходит полное отключение внимания, и человек просто перестает воспринимать, что говорится.

Следующая длительность восприятия информации на 2-3 минуты меньше и длится 10-12 минут. Затем наступает второй «кризис внимания». И снова мозгу нужна передышка в2-3минуты.

Третий и последний «кризис внимания» наступает после второго через 8-10 минут. Затем наступает глубокое торможение. Человек мало что воспринимает. Наступает перегрузка, которая проявляется усталостью, сонливостью, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на раздражители.

Это для школьника. Для старшего дошкольника длительность второй и третей «кванты» активности вдвое короче.

Существование кризисов внимания следует учитывать на занятии и в кризисный момент включить в занятие шутку, яркий пример, физкультминутку, упражнение на релаксацию. Во время первого кризиса желательно дать детям активно подвигаться и провести физкультминутку; во время 2-го кризиса предпочтительнее релаксационная пауза, которая дает возможность детям не только подвигаться, но и снять усталость.

Время наступления кризиса внимания зависит от возраста детей. Рассчитать нормативное время планирования проведения физкультминутки или релаксации можно так: длительность занятия по нормам САНПИНа по возрасту разделить на 2; это и будет время проведения первой физкультминутки длительностью 2-3 минуты; оставшееся время снова разделить на 2 – это будет время проведения следующей разрядки. Так для подготовительной группы целесообразно провести первую физкультминутку примерно на 15-18 минутах занятия, вторую – на 24-26 минутах занятия. Конечно, эти цифры приблизительны, и в каждом конкретном случае педагог ориентируется на самочувствие детей и реальную ситуацию.

Для успешного обучения в школе, овладения ребенком учебной деятельностью, уже в детском саду следует формировать у детей элементы учебной деятельности, основанные на внимании:

умение принимать постепенно усложняющиеся инструкции (для развития этого умения - учить расчленять задание на части);

умение удерживать инструкцию на протяжении занятия (дополнительный инструктаж на занятии, повторение ребенком инструкции);

навык самоконтроля.

Развитие внимания

В дошкольном детстве следует направленно формировать все свойства внимания.

Устойчивость внимания – способность длительно сосредоточиваться на чем-либо. Уже у младшего школьника требуется весьма высокий уровень устойчивости внимания: нужно 40 минут слушать учителя, следить за ответами товарищей, работать с учебником. Да и дома нужно сосредоточенно потрудиться, чтобы не слишком долго засиживаться за уроками. Основы же внимания складываются в дошкольном детстве.

Устойчивость внимания у дошкольников можно формировать в самых разных видах деятельности. Им можно предлагать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку. Если ребенок начинает терять интерес к делу и хочет бросить его, нужно немного изменить задание (перестрой гараж так, чтобы в него вместилась не только маленькая, но и большая машина и т.п.) с тем, чтобы ребенок был внимателен к своему делу достаточно долгое время. Дети могут заниматься одним, заинтересовавшим их делом от 10 минут в возрасте 2-3 года до 1-1,5 часов в старшем дошкольном возрасте. Главное, чтобы деятельность была посильной и интересной ребенку.

Устойчивость внимания можно развивать с помощью такого простого упражнения: схематически нарисовать на листе бумаги несколько рядов «пляшущих человечков» 4-5 видов. Например, один человечек, у которого ручки в стороны, а ножки вместе; другой – ножки в стороны, руки вниз; третий – руки и ноги в стороны; четвертый стоит смирно; пятый – руки вверх, ноги вместе. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребенку в течение 8-10 минут просматривать ряды «пляшущих человечков» и отмечать карандашом каких-нибудь только одних человечков, например, которые стоят смирно.

Переключение внимания – способность переходить от одной деятельности к другой. Переключение внимания требуется от ребенка даже в самых простейших ситуациях: надо переходить от игры к занятию, от слушания сказки к одеванию на прогулку, от рисования к еде и т.д. И мы прекрасно знаем, как нелегко подчас даются ребенку все эти изменения режимных моментов. На занятиях в детском саду (и тем более в будущем на уроках в школе) от всех детей требуется одновременное и довольно быстрое переключение внимания: они должны переходить от письма к рассказу, от чтения к счету, от работы в тетради к работе с учебником, и далеко не все одинаково хорошо умеют это делать. Помочь дошкольнику в развитии переключаемости внимания помогут несложные игры и упражнения, которые можно выполнять в процессе утренней гимнастики или физкультминутки. В таких упражнениях ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать. Можно проводить с ребенком игру в «троеборье». Например, в течение нескольких минут нужно быстро построить домик из кубиков, нарисовать человечка, рассказать стихотворение. В этих упражнениях следует оценивать темп и качество выполнения заданий.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или даже несколькими предметами и ситуациями. Школьнику приходится одновременно слушать учителя и писать в тетради, рассматривать рисунок на доске и слушать объяснение учителя. От дошкольника требуется умение распределять внимание и во время выполнения заданий на занятии, и в игровой деятельности, если у него несколько партнеров по игре. Например, в настольной игре «Лото» ребенок слушает водящего и следит за тем, есть ли на его карточке называемый водящим предмет. Развивать распределение внимания можно с помощью таких простых упражнений, как одновременный счет двух видов предметов, одновременная сортировка геометрических фигур по двум признакам – цвету и форме и т. д.

Центральная, основная линия развития внимания – это постепенный переход от полного господства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что оно вызывается наиболее новыми, яркими, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. В дошкольном возрасте ребенок уже может довольно долго выполнять какую-либо деятельность, если она интересна ему, не требует никаких внутренних усилий и основывается только на непроизвольном внимании.

Произвольное же внимание требует от ребенка умения сосредоточиться на задании и выполнении его, даже если оно не очень интересно и ново для ребенка. Непроизвольное внимание само по себе не перерастает во внимание произвольное. Формирование произвольного внимания – это особая воспитательная задача. Она решается только под руководством взрослого. Решающую роль взрослого в развитии внимания ребенка ярко подтверждает эксперимент. Проведенный Л.С.Выготским.

Он играл с детьми раннего возраста в прятание предмета. Он прятал орех под одну из стоящих перед ребенком чашек. Дно одной чашки накрывали картонным кружком светло-серого цвета, а другой – темно-серого. Орех в процессе эксперимента всегда прятали под чашку с темно-серым кружком, но дети этого не знали. Если ребенок угадывал, под какой чашкой спрятан орех, он брал его себе. В ходе эксперимента выяснилось, что дети даже после 49-50 проб не могли выявить закономерность, в соответствии с которой прятались орехи. Оказалось, что внимание детей было направлено исключительно на орех. Но достаточно было один раз молча указать на темную картонку, пряча под чашку орех на глазах ребенка, как он сразу же начинал безошибочно решать задачу. Таким образом, указание взрослого направляло внимание ребенка, после чего он сам произвольно направлял свое внимание на нужный для решения задачи признак.

Для развития произвольного внимания ребенка придумано много игр и упражнений.

Игры и упражнения на развитие внимания дошкольников

1.В каждое занятие включайте хотя бы одну игру или упражнение на развитие внимания.

2.Давайте детям задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, сложить картинку из пазлов, нарисовать или наклеить целый лес или сад из множества деревьев, слепить целую тарелочку мелких ягод и т.д.

3.Предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их; задание постепенно можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о».

4.Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами и строго следите за их выполнением.

5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, пересказы произведений и составление рассказов, трудовые поручения в заданной последовательности. План задавайте словесно или с помощью схем, опорных картинок, образцов.

6.Давайтедетям задания на рисование с натуры.

7.Учите сравнивать, анализировать образец и результат своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.

8. Давайте задания на рассматривание и нахождение ошибок в нелепых картинках, умышленно составленных с ошибками описаниях, неправильно решенных примерах.

9.Предлагайте детям повторить названные вами несколько слов или чисел в прямом и обратном порядке. Начинайте с 3слов или чисел. Постепенно увеличивайте их количество.

10.Тренируйте внимание детей с помощью упражнений: 10-15 предметов или картинок показывайте ребенку в течение ½ - 1 минуты; накройте предметы или картинки салфеткой; пусть ребенок вспомнит их. (Если ребенок 6-7 лет вспомнит хотя бы 5-7 предметов – это хороший показатель).

11.Пусть ребенок в течение короткого промежутка времени запомнит какое – либо расположение предметов или игрушек на столе и закроет глаза или отвернется. Вы в это время измените порядок расположения предметов или уберите 1-2 из них. Пусть ребенок восстановит прежний порядок или угадает, что вы убрали.

12.В газетах и журналах часто печатаются картинки с заданиями: найти определенное количество различий между двумя картинками. Решайте с детьми эти задания.

13.Развивать концентрацию внимания ребенка можно путем заучивания стихотворения при наличии какого-то звукового раздражителя, например, включенного радио или телевизора.

14.Упражнение «Не ошибись»: взрослый произносит какие-либо слова, ребенок должен, например, хлопнуть в ладоши, если услышит название транспорта (одежды, инструмента и т.д.), если услышит слово с определенным звуком ит.д.

15. «Цифровая таблица»: на листе бумаги вразнобой (можно еще и разного цвета и величины) написать цифры от 1 до10 (20). Пусть ребенок посчитает по порядку, отыскивая и показывая указкой цифры.

16.Дать ребенку предметную симметричную разделенную по вертикальной оси пополам картинку, половина которой раскрашена определенным образом. Предложить раскрасить также другую половину картинки.

17. «Топ – хлоп»: ребенку дается задание на правильную фразу хлопнуть, на неправильную – топнуть. Взрослый в темпе произносит правильные и неправильные утверждения, а ребенок либо топает, либо хлопает, например: зимой расцвели ромашки, в июле выпал снег, картошка растет на елках, авокадо – это фрукт, делать зарядку – полезно для здоровья, медведи – травоядные животные, дятел – это маленькая рыбка и т.д.

18. «Маленький жучок»: лист бумаги расчерчивается на клетки наподобии шахматной доски, из картона вырезается маленький жучок – путешественник; взрослый диктует, в каком направлении и на сколько клеточек нужно переместить жучка, ребенок выполняет действие с жучком, перемещая его в соответствии с заданием взрослого.

19.Ребенку дается задание: послушать сказку и сосчитать, сколько ударов молоточка он услышит. Взрослый читает текст и постукивает молоточком. По окончании текста у ребенка спрашивают, о чем читали и сколько постукиваний молоточка он услышал. Упражнение способствует развитию распределения внимания.

20. «Птица – не птица». Детям читают стихотворение и дают задание хлопнуть, когда они услышат название не птицы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди, куницы, галки и стрижи, чайки и моржи...

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, сойки и ужи…

Прилетели птицы: голуби синицы, чайки, пеликаны, майки и орланы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, цапли, соловьи, окуни и воробьи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, утки, гуси, совы, ласточки, коровы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, палки и стрижи, бабочки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди и утки, и спасибо шутке.

21. «Запрещенное движение»: вы выполняете друг за другом поочередно какие-либо движения, ребенок повторяет их за вами. Заранее нужно условиться с ребенком о том, что одно из движений ему выполнять запрещается, например, хлопки или приседания. Неожиданно вы включаете это запрещенное движение в ряд других движений. Как только ребенок повторяет запрещенное движение – он проиграл.

22. «Пожалуйста»: вы договариваетесь с детьми о том, что ваше задание им нужно выполнять лишь в том случае, если к заданию вы будете добавлять слово «пожалуйста». Далее взрослый дает детям задания на различные движения, то добавляя, то опуская слово «пожалуйста». Кто выполнил движение, заданное без слова «пожалуйста», тот проиграл.

23. На развитие внимания направлены широко известные игры: «Съедобное и несъедобное», «Я садовником родился…», «Вам барыня прислала туалет…».

24. «Опиши с закрытыми глазами»: ребенку можно предложить с закрытыми глазами описать часть интерьера группы, внешний вид детей, воспитателя, перечислить, кто из детей пришел уже и т.д.

Похожие статьи