Схема работы логопеда с родителями. Взаимодействие работы логопеда в доу с родителями. Основные направления работы педагога с родителями

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, часто бывают неинтересны и малоэффективны. Мы уверены, что в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей по формированию звукопроизношения мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

Мы уверены, что в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Начинается работа с диагностики детей и анкетирования родителей.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения. Вопрос №1. Интересует ли Вас тема опроса?

Считаю важной;

Считаю второстепенной

Не интересует совсем.

Вопрос №2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка?

Правильное речевое дыхание;

Выразительное и правильное интонирование речи;

Правильное произношение звуков родного языка;

Владение культурой речи;

Звуковая культура речи не является проблемой для моего ребёнка.

Вопрос №3. Есть ли у вашего ребёнка нарушение в речевом развитии?

Да;

Нет;

Не обращал(а) внимания.

Вопрос №4. Если у ребёнка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразно делать?

Обратиться за советом к воспитателю;

Заниматься с ребёнком самостоятельно;

Проконсультироваться с логопедом;

Регулярно заниматься с логопедом;

Не обращать внимания;

Другое _______________________________________

Вопрос №5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и будущем?

Нет;

Затруднит в общении со сверстниками в детском саду;

Помешает полноценному общению с людьми в будущем;

Послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

Вопрос №6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

Достаточно занятий с воспитателем и логопедом;

Родители иногда должны заниматься с детьми;

Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя

Вопрос №7. Согласны ли Вы выполнять со своим ребёнком домашние задания логопеда для наиболее успешного преодоления нарушений речи?

Да, согласен(сна);

Нет.

Вопрос №8. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?________________________________

_________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

В ходе дискуссии за «круглым столом» мы определили наиболее оптимальные формы работы с родителями по формированию звукопроизношения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ

По преодолению речевых недостатков.

  • Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
  • Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  • Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
  • Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
  • Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
  • Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
  • Выпуск газет для родителей (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
  • Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
  • Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
  • Выпуск журнала для родителей (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

Специальные "логопедические уголки";

Информационные стенды;

Тематические выставки книг;

Пособия, памятки, образцы выполненных заданий

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.

Преимущество таких форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно – воспитательного процесса. Перечислим этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи.
Знакомство: чтобы родителям и логопедом было легче общаться друг с другом, предлагаем сделать визитную карточку, которую можно украсить по своему вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Родители оформляют бейджики в свободной форме.
Автоматизация звуков.
Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолировано, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
Закрепление изолированного звука.
Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:
- (с) – мы поставим самовар, самовар пускает пар: с-с-с-с…;
- (з) – помоги комарику долететь до своего домика: з-ззз…;
- (ц) - улыбнись, язык - за зубки, произносим быстро звуки (тс): ц-цццц;
- (ш) – лопнул шарик и шипит: ш-шшш…; - ветерок летит, подгоняет: ш-шшшш…; ползет змейка и шипит: ш-шшшш;
- (ж) – летит божья коровка на лесную полянку, и жужжит: ж-ж…;
- (щ) - язычок вверх поднимай, пошипи, а звук смягчай: щ-щщщщ;
- (л) – вьюга злится, воет во дворе: л-л-л-л-л; - зимний ветер гудит в трубах: л-л-л-л…;
- (р) – обезьянка дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зырычал;
- (ц) - очень был горяч утюг, издавал сердитый звук: ч-чччч;
- едет по дороге трактор и громко – громко тарахтит.
Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек.
Мы предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук (ш), (ж), (с), (з) и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или самолету путь до его дома. Можно использовать звуковую улитку.



Автоматизация звука в слогах.
Последовательная смена серий развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний – мало интересный для ребенка вид деятельности. Если использовать игровые приемы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Упражнения на автоматизацию звука в слогах:
1.Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируем звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно.


2.Произносить слог столько раз, сколько:
- тебе лет;
- фигур на листе;
- хлопков, фишек и т.д.
3.Шнуровка «Сырок», «Башмачок». Дети шнуруют и на каждую дырочку произносят слоги.
4.Упражнение «Договори слово». Добавить слог «ша», назвать слово; упражнение «Запомни, повтори»(ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом).
5.Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.
После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда – научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.
В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:
- нужно «поймать» звук (ш) – выделить его из звуко-, слого-, словоряда;
- как только ребенок услышит звук (ш), он должен хлопнуть в ладоши, поймать его: А, Ж, Ш; СА, ША, ТА, ЖО, УШ, ЖИ, ШУ; ЖАБА, ШАПКА, СОМ, ШЕЙКА и т.д.
-дидактические игры на автоматизацию звука «Хлопни в ладоши», «Третий - лишний», убрать картинки, в названии которых нет звука (ш); «Один - много», «Назови ласково», «Чего не стало?» и др.
Автоматизация звука в предложениях.
Цели данного этапа работы над звукопроизношением:
- стимулирование речевой активности детей;
- развитие их речевой коммуникативности.
Для этого можно использовать следующие игры:
- нужно составить предложение назвав два слова с заданным звуком, предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. для этого нужно «включить фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
- проработать в словосочетаниях: например – вареная рыба, оранжевый мандарин, красный шарик, грязные руки и т.д., а также в загадках, стихах и рассказах.
Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям.
Родителям предлагается проговорить чистоговорки. Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому старайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.
Рекомендации логопеда по выполнению домашнего задания
Правильно выбирайте время для занятий - шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашнее задание в выходные дни.
Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.
Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если какие-то трудности.Главные помощники в общении с ребенком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.
Список используемой и рекомендуемой литературы.
Белякова Л.И., Гончарова Н. И., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи/Под ред. Л. И. Беляковой. М., 2005.
Козырева Л. М. развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003.
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда будут недостаточны.

Учитель - логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями:

    устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

    создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

    повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

    оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.;

    обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, родительский опыт, жилищные условия и т.д.

Существует несколько принципов, в соответствие с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи.

1. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

2. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями. рекомендации давать в форме пожеланий.

3. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;

4. Сохранять конфиденциальность информации.

5. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

6. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

7. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

8. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.

9. Избегать использования в беседе таких слов, как "дефект", "нарушение" и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста, и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их болеенейтральными: "трудности", "проблемы", "недостатки".

10. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Различные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические (анкетирование и опросы)

К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.

2. Индивидуальные (беседа, консультации и рекомендации):

Индивидуальные практикумы

Индивидуальное консультирование по запросам родителей

Индивидуальные домашние задания

Беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей.

3. Информационные

Тематические консультации,

Информационные стенды, папки-передвижки,

Родительские собрания (проводятся 3 раза в год: в начале учебного года учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за 1-е полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце учебного года подводятся итоги коррекционной работы))

4. Практические:

Тетради домашних заданий

Открытые просмотры занятий,

Групповые открытые занятия с участием родителей

Досуговая деятельность (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,

влияющих на эффективность домашних занятий.

Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.) .

На информационном стенде располагается материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей. Вывешивается лексическая тема с заданиями, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.

Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.

Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей.

К участию в досуговых мероприятиях логопед также привлекает родителей. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе коррекции речи у ребенка.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

Различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Раиса Долгих
Взаимодействие работы логопеда в ДОУ с родителями

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым : правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем ранее родители – обратят внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Работу логопеда в детском саду невозможно представить без взаимосвязи с родителями . Родители воспитывают ребёнка , учат его в повседневной жизни, мы лишь помогаем им правильно усвоить то, что не может скорректировать родитель .

В работе с родителями мы ставим перед собой следующие задачи :

Через анкетирование и беседы с родителями выявить ранние отклонения в речевом развитии ребёнка, отношение к недостаткам речи своего малыша, потребность в логопедической помощи .

Повысить речевую культуру родителей , для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к коррекции речевых недостатков у детей.

Повысить компетенцию родителей , в коррекции речи детей, с учетом их возраста.

Знакомиться с родителями , мы начинаем в ясельной группе.

Выступаю на родительских собраниях , провожу анкетирование родителей , с целью выявления ранних отклонений в речевом развитии, провожу наблюдения и беседы-знакомства с малышами.

С родителями детей , зачисленных на логопункт , веду индивидуальные папки по коррекции и закреплению правильного произношения дома;в конце каждого листа родители ставят подпись , подтверждая отработанный материал ;

В уголках для родителей выставляется устная информация

через папки - консультации и уголки для родителей «Советы логопеда » .

Практикуем такие формы как, просмотр индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий ; родительские практикумы

по изготовлению дидактических игр по развитию речи из бросового материала

По мере необходимости провожу индивидуальные и подгрупповые консультации.

Цель наших консультаций, привлечь родителей в организацию занятий с детьми дома, обучить коррекционным приёмам с учётом возрастных особенностей детей.

На консультациях мы знакомим с современными нетрадиционными методами коррекционного воздействия (массаж пальчиков зубными щётками, прищепками; использование ватных палочек для постановки звука «С» , «Р» , «Ш» ).

При обследовании ребёнка прошу, чтобы было обязательное присутствие родителей , так родители сами видят недоразвитие речи ребёнка и можно решить вопрос о зачислении ребёнка на логопункт .

Провожу индивидуальные беседы по коррекции и автоматизации дефектного звука, по мере необходимости;

Как результат совместной деятельности проводим совместные праздники, развлечения, театральные представления, на которых дети демонстрируют красивую и правильную речь

(работа по автоматизации и дифференциации звуков, работа над выразительностью);

Наш результат :

Родители стали внимательней относиться к речи своего ребёнка;

Сократились сроки постановки и автоматизации дефектных звуков;

Повысилась заинтересованность родителей логопедической работой ;

Улучшилась речь детей;

Останавливаться на достигнутом – не в моих правилах. Поэтому ищу новые подходы, обмениваюсь опытом и пользуюсь опытом коллег на метод объединениях логопедов , буду рада, если кого-то заинтересует мой опыт работы , и с удовольствием воспользуюсь вашим. Так как знаю из многолетней практики, что, только вооружившись поддержкой родителей можно ожидать хороших результатов.

Современные формы работы учителя-логопеда с семьей в ДОУ.

Не секрет, что взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка является одной из необходимых сторон коррекционного процесса.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) часто не позволяют им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Специалисту трудно привлечь на свою сторону родителей как непосредственны помощников.

В современных же условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы с родителями, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению.

Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Родительские собрания.

Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года», "Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".

Ведение тетрадей для домашних заданий.

Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

Тестирование и анкетирование.

Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.

Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Дни открытых дверей.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

Родительские пятиминутки.

Семинары - практикумы.

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

Мастер-классы.

Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины.

Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.

Совместные проекты.

Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным.

Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту».

Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Такие почтовые ящики установлены на каждой группе. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

Специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;

Информационные стенды;

Тематические выставки книг;

Пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Похожие статьи