Кристофер Прист «Опрокинутый мир. Опрокинутый мир Опрокинутый мир

Моим матери и отцу

Как оглянешься окрест,

В мире много странных мест,

А присмотришься сурово ‑

В мире странном все не ново:

Труд с восхода дотемна

Да ошибок пелена.

Сэмюэл Джонсон

ОТ АВТОРА

Отдельные ситуации, описанные в этом романе, встречались в одноименном коротком рассказе, который был впервые опубликован в 22‑м выпуске антологии «Новое в научной фантастике» (издательство «Сидгуик энд Джексон»). Однако, если не считать отчасти сходного фона, на котором развертывается действие, да имен двух‑трех героев, между романом и рассказом в сущности нет почти ничего общего.

Кристофер Прист

* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *

1

Наконец‑то мне исполнилось шестьсот пятьдесят миль. За дверью собрались гильдиеры: там должна произойти церемония, где меня примут в ученики гильдии. Трепетный знаменательный миг — словно итог всей моей предыдущей жизни.

Мой отец всегда был гильдиер, и сколько я себя помню, уже одно это создавало между нами громадную дистанцию. Я уважал его: жизнь гильдиера казалась мне увлекательной, освященной бременем ответственности и чувством цели. Отец ничего не говорил мне о своей работе, но его форма, его подчеркнутая сдержанность и частые отлучки из Города лучше всяких слов говорили о том, что он по горло занят делами первостепенной важности.

Еще немного — и передо мной откроется дорога в его заманчивый мир. Мне выпала высокая честь, на меня возложат какие‑то интересные обязанности — ни один мальчишка, выросший в тесных стенах яслей, не совладает с волнением перед этим великим шагом.

Ясли представляли собой небольшое строение на южной оконечности Города. Они были совершенно обособлены — загон из нескольких коридоров, классных комнат и спален. С остальной частью Города ясли связывала единственная и, как правило, запертая дверь, а для физической разрядки оставались лишь маленький гимнастический зал и крохотная открытая площадка, стиснутая со всех сторон высоченными стенами соседних зданий.

Как и всех других детей, меня отдали на попечение персонала яс лей сразу после рождения, и я не знал другой жизни. О матери у меня не сохранилось даже воспоминаний: она покинула Город, как только я родился.

Жизнь в яслях была однообразной, но вместе с тем не такой уж скучной. У меня завелись друзья, и один из них — парнишка по имени Джелмен Джейз. Он был на несколько миль старше и вступил в пору ученичества незадолго до моего. Теперь я надеялся, что встречусь с ним снова. С тех пор как Джейз достиг возраста зрелости, я виделся с ним лишь однажды — как‑то раз он забегал в ясли на минутку. Джейз уже успел перенять у гильдиеров их озабоченный вид, и я, как ни бился, не узнал от него ничего. Зато теперь, когда я стану учеником гильдии, ему наверняка будет что мне рассказать.

В приемную, где я стоял, вышел администратор.

— Все готово, — сказал он. — Ты помнишь, что тебе надо делать?

— Тогда желаю удачи.

Я вдруг обнаружил, что дрожу, ладони у меня взмокли. Администратор, тот самый, что утром вывел меня из яслей, сочувственно усмехнулся. Он воображал, что понимает мое состояние, — но ведь ему известна была в лучшем случае половина уготованного мне испытания.

После церемонии посвящения меня ожидало еще кое‑что. Отец уже сообщил мне, что условился о моей женитьбе. Я принял эту новость спокойно, поскольку знал, что гильдиерам положены ранние браки, и к тому же был знаком с избранницей. Ее звали Виктория Леру, мы вместе воспитывались в яслях. Общего между нами было немного — девочки в яслях были наперечет, а потому старались держаться спаянной группкой, — и все же мы не казались друг другу совсем посторонними.

© Л. Г. Ивашов, 2016

© Книжный мир, 2016

* * *

К читателю

Уважаемый читатель!

Книга, которую вы взяли в руки, не совсем обычная. Это не вполне научный труд, хотя в нем много ссылок на ученые авторитеты, теории, открытия, приводится масса конкретных, ранее не введенных в оборот архивных источников. Это и не художественный вымысел, несмотря на сведения фантастического характера, встречавшиеся разве что в самых смелых творениях писателей-фантастов. Моя работа – это попытка взбаламутить застывшее болото научно-религиозного восприятия и отражения реальности, в которой миллионы лет живет и развивается разумная цивилизация, но последние две тысячи лет так называемая элита, формирующая мировоззрение человечества, исказила его подлинную историю, навязывает свою примитивную материалистическую или религиозную модель сотворения мира и человека, задала ложный и опасный вектор движения, не вписанный в космическую логику и духовно-божественную матрицу жизни Вселенной и планеты Земля. Человек – это не случайно возникший в результате длительной эволюции, как утверждают дарвинисты, феномен превращения обезьяны в разумное существо, а заданная и вписанная в гармонию космоса и земной природы субстанция, с заранее определенными функциями и потенциалом возможностей. И главным свойством человека, отличающим его и от обезьяны и от всего сущего в природе, является наделенность неограниченным потенциалом разума и тонкой душевно-чувственной энергетикой, способной воспринимать всю совокупность гармонии Вселенной, природы и многообразия жизни.

Человек живет в мире энергий, ибо именно энергия первична буквально во всем: она заполняет пространство Вселенной; оболочку Земли и саму Землю; запускает работу клетки, вдыхая в нее жизнь; шевелит мозг, вынуждая его генерировать мысль; настраивает душу, формируя эмоционально-чувственное поле; поддерживает в рабочем состоянии физическое тело. Энергоинформационное поле, в котором живет каждый человек, накапливает в бесконечном пространстве времени самую разнообразную информацию, структурирует ее в гигантском компьютере Вселенной, задает ей строгую логику, управляет всеми процессами миросозидания.

В своей работе я хочу лишь подчеркнуть многосложность мира, в котором мы обитаем, его взаимосвязанность с космическими процессами, циклический характер исторических эпох, а не линейное видение исторического времени. И еще одна задача, вытекающая из содержания книги – это попытка подтолкнуть наше людское сообщество к формированию единой системы знаний – научных, религиозных, эзотерических. Потому что, только в условиях единства знаний мы можем приблизиться к объективному пониманию истории жизни человечества.

Читая страницу за страницей, Вы, уважаемый читатель, убедитесь в том, что и высокая наука может ошибаться.

Например, навязав нам теорию строения и структуру планеты Земля, или историю рождения и эволюционного развития человека. Да и много чего неправильного навязано нам научными авторитетами и религиозными догматами. Являясь доктором исторических наук, а значит, принадлежа к научному миру, и будучи верующим человеком, я не отрицаю ни науку, ни религию. Я делаю попытку дать им толчок к объединению и творческому развитию.

Леонид Ивашов

Введение

Мудрые китайцы утверждают: хочешь знать будущее – загляни в прошлое. Естественно, мы, современные, страстно желаем знать свое будущее, будущее всего человечества, ибо нынешний мир трещит по швам, а впереди полная неизведанность. И потому копаемся в исторической пыли, отыскивая крупицы древности, знания и артефакты, чтобы составить картину событий далеких времен, образ первопредков, динамику развития жизни на Земле. Но человечество, пройдя громадный сложный путь эволюции, достигнув великих вершин в научных познаниях, совершив прорыв во Вселенную, тем не менее, не сумело решить ряд принципиально важных задач, без результатов которых двигаться вперед крайне опасно. Потому что неясно, что там впереди, и стоит ли к нему стремиться. Да и непонятно – вперед ли мы, человечество, двигались в своем развитии, или свернули где-то, когда-то в сторону от большака и забрели в «демократические» дебри XXI столетия, выбраться из которых доведется далеко не всем ныне живущим. Да и чтобы выбираться, нужно опять же знать в какую сторону ползти, и где тот «перед». Так вот, главнейшая задача, не решенная человечеством – отсутствие единой системы знаний и единого взгляда на мир.

Существует по крайне мере три системы познания мира: научно-материалистическая, религиозно-идеалистическая и мистико-эзотерическая. Каждая при этом отрицает две другие, или относится к ним подозрительно. В такой ситуации постичь прошлое и составить объективную картину исторических событий крайне затруднительно, если вообще возможно. А без знания прошлого, будущего может не быть. Эта книга всего лишь скромная попытка соединить воедино три системы знаний в исследовании, казалось бы, весьма локального и запутанного вопроса – мистической ШАМБАЛЫ. Кому-то из читателей эта тема покажется надоевшей: уж сколько написано-переписано об этом, но ответа как не было, так и нет. Да и до Шамбалы ли сейчас, когда на носу очередной кризис, возможно, большая война, падение метеорита, глобальное потепление или похолодание.

Чтобы заинтриговать вас, читатель, вброшу вопрос-версию: развязал бы Гитлер Вторую мировую войну, если бы не обладал знаниями и технологиями, полученными от тибетских мудрецов? И второе: причастна ли страна Советов к передаче тех самых знаний Шамбалы, подтолкнувших (по версии автора) германское руководство к началу Второй мировой войны? Третье: почему мистические, «антинаучные» знания чиновники из властных спецслужб не выбрасывают и не сжигают с ухмылкой «бред какой-то», а прячут за семью замками секретности? А маститые материалисты-ученые считают за великую честь прикоснуться к этой самой строго секретной мистике.

На эти и многие другие вопросы вы, читатель, можете впервые найти ответы. Хотя предупреждаю: возникнет еще больше вопросов, чем до прочтения этого труда, написанного на основе документальных данных, ранее строго засекреченных. Ответы на вновь возникшие вопросы можно будет найти тогда, когда человечество создаст единую систему познания мира, соединив в одном познавательном процессе религиозные, научные и эзотерические знания. А такое возможно при иной постановке главного философского вопроса: «Что первично: сознание или материя?» Мы формулируем ответ на него иначе: первична энергия, в том числе энергия духа и сознания; материя вторична, энергия материальная субстанция. Только на такой основе можно создать единую теорию и общую методологию исследования миростроительных процессов, ответить на вопросы о зарождении жизни во Вселенной и на планете Земля, о сущности человека и его космическом предназначении, о Боге. И только тогда человечество начнет писать правдивую историю о себе, чтобы познать прошлое, ради прогнозирования и планирования будущего. Будем надеяться, что русская мысль и в этом направлении деятельности покажет пример пытливости своего ума, научно-познавательной смелости, высокой духовно-нравственной чистоты помыслов.

Глава 1
Размышления об истории человечества, сущности и происхождении человека

«Сначала Вас игнорируют, потом смеются над Вами, потом борются с Вами, а потом Вы побеждаете»

Махатма Ганди


Интересные мысли приходят в голову, когда все больше и глубже копаешься в истории развития человеческой цивилизации, в судьбе народов, процветавших в далекой древности и ушедших в небытие. Когда в строго засекреченных ранее архивах вдруг находишь то, что давно было известно «необразованным» древним, а нам по сей день не понять сути тех вещей, которыми запросто оперировали наши далекие предки. Причем, не самые талантливые и изобретательные, а просто обыватели. Взять, к примеру, те же египетские и другие пирамиды. Их тысячи лет назад серийно строили по всей планете: останки находят на американском континенте, в Китае, Юго-Восточной Азии, на Севере, предполагают даже в Антарктиде. А мы, далеко продвинутые, не можем никак разгадать ни их целевое предназначение, ни способ их создания. И таких загадок десятки тысяч. Но не может быть такого, чтобы мощные исторические артефакты сохранились, а цели и технологии их строительства исчезли безвозвратно. И, действительно, подобные знания существуют, пусть не системно, отрывочно, над многими кропотливо работают исследователи, пытаясь выстроить определенную научную логику развития вселенной, нашей планеты, человеческой цивилизации, выстроить историческую магистраль движения разума.

Порой взрываются самые невероятные сенсации, ставящие официальную науку в тупик. Да, современным «копателям» исторической истины крайне не просто работать, потому что, в эпохи всякого рода инквизиций, империй, неумных царей и иных диктаторов, первооткрыватели шли на костер или на плаху, история переписывалась, документальные артефакты уничтожались. Совершались и иные разрушительные деяния людей «разумных», уничтожающих не только великие исторические творения человека, но и оставшиеся памятники более древних времен и цивилизаций. Иногда ради мнимого обогащения, иногда просто от великой глупости и необразованности. Но, подчеркну, это происходило во времена далекие, когда, мягко говоря, власть имущим не доставало грамотности. Однако, самое поразительное, наверное, состоит в том, что эти знания древних прячутся нашими современниками, облеченными соответствующей властью, в самые надежные сейфы, чтобы, не приведи господи, кто-то их не выкрал и не обнародовал. Почему?

Представляется, что кем-то, какими-то силам среди человеческой расы, ради каких-то только им понятных целей, возможно, просто от незнания, написана неправда обо всем, что нас окружает и о нас самих. Эта неправда тщательно охраняется, поощряется, тиражируется, развивается как непреложная история человечества и каждого из его народов. На ее утверждение и «развитие» выделяются большие финансовые ресурсы, создаются различные поощрительные фонды, вручаются премии. И потому мы, нынешние, и наши предки в седьмом поколении не знали и не знаем своей подлинной истории, не знаем смысла своего существования, своего происхождения, не понимаем глубинной сущности окружающей нас среды и Вселенной. Возможно, вопрос заключается в неправильно избранном методе исследований и познания, который не отвечает подлинному устройству мироздания. И тогда наука исследует не реальный мир, а некую придуманную иллюзию. А если это так, то и человеческое сообщество строится и живет в «неправильном», неадекватном мировоззренческом пространстве. Попытаемся порассуждать на эту тему, и представить некоторые исторические артефакты, подтверждающие догадки автора.


Похоже, самой большой загадкой планеты Земля является человечество. Можно доказательно объяснить существование любого вида растительного и животного миров, каждой букашки, ибо они вписаны в логику природы, решают в огромном многообразии природных процессов, пусть и малозначимые, но конкретные задачи, внося в общую копилку свою полезную лепту. И в этом смысл их существования, размножения, повторения жизни. При этом матушка-природа внимательно следит за соотношением живых сущностей в парадигме «польза-вред», и если вреда становится больше, то разнообразными методами выправляет ситуацию, чтобы не нарушалась естественная гармония и творилась общая польза для всех и каждого. Иное дело человек. Чего он больше приносит планете и окружающей среде: пользы или вреда?

Если абстрагироваться от некого тайного, неведанного нам замысла существования субстанции под именем «человек», то очевидным становится колоссальный вред, наносимый человеком природе, а пользы почти не проглядывается. Человек в подавляющем большинстве особей живет для себя, потребляет и обращает растительный и животный миры на свою потребу, возможно, какую-то толику пользы несет всему остальному. Или «хомо сапиенс» совершенно не понимает мир, в котором он живет, или же он производное какой-то антиприродной силы. И вообще, задумываемся ли мы о смысле существования народов, империй, цивилизаций, в категориях «плюс – минус», «польза – вред»? Иногда даем оценку деятельности личностям и народам, политическим силам, эпохам, но опять же, с точки зрения полезности для человека, а не для планеты в целом и, тем более, не для Вселенной. Что есть чисто субъективное человеческое мнение. Субъективным является и оценка прогресса, развития народов и цивилизаций. Зачастую то, что наносит огромный вред среде обитания и самому человеку, заносится в анналы истории как величайшее открытие, прорыв в развитии, грандиозный успех. Так сложилось, что на острие движения человечества в сторону прогресса и развития стоит западное «цивилизованное» сообщество.

В XVII–XVIII вв. сложилась устойчивая матрица деления всего человечества на кластеры: дикие народы – варварские – цивилизованные. Конечно, к цивилизованным европейцы относили себя любимых, а история человечества обрела европоцентричный вид. Да и сегодня доминирует и искусственно насаждается «общественное» мнение о том, что самая цивилизованная цивилизация – это Запад во главе с Соединенными Штатами Америки. При этом как-то опускаются исторические факты, свидетельствующие о том, что самый большой, ни с чем не соизмеримый ущерб самому человечеству и окружающей среде нанес именно Запад. Цивилизаторы в ходе строительства империй, победоносных походов, других «героических» деяний, уничтожали не просто миллионы себе подобных, но и целые человеческие сообщества, самобытные древние цивилизации и народы. И чем выше двигались западные народы по пути научно-технологического прогресса, тем страшнее становилось остальным народам, тем масштабнее и эффективнее уничтожались менее «цивилизованные» и прогрессивные. Взять то же расщепление атомного ядра – грандиозный успех, Нобелевские премии, создание и немедленное применение атомной бомбы, радиоактивное загрязнение всей планеты отходами ядерного производства.

Ушедший в историю XX век стал столетием величайшего драматизма в судьбе человеческой цивилизации. Мировые войны с невиданным ранее масштабом разрушений, жестокости, жертв. Человечество словно утратило разум, подхватило некий страшный вирус безумия, бросилось беспощадно крушить все, что создавалось тысячелетиями. Все достижения предшествующих поколений, научные открытия, технологии и даже сакральные знания были задействованы для уничтожения себе подобных. Уничтожались многовековая культура, величайшие произведения зодчества, древние рукописи, памятники, жилища, среда обитания. И, что самое непонятное, это безумие возникло и стало эпидемией, не в каких-то, безнадежно отставших в развитии регионах мира, но, как считает практически весь мир, в самой развитой и цивилизованной части света: в Европе. Кроме двух мировых войн состоялись сотни локальных, региональных вооруженных конфликтов, гражданских войн, тысячи крупных террористических актов. Плюс кризисы, рукотворные пандемии, природные катаклизмы, организованный массовый голод и масса других бед и неприятностей. Плюс разрушение природной среды обитания человека, безудержная страсть к накопительству, роскоши, нечеловеческим удовольствиям. «Схоластическое развитие индустриальной и военной инфраструктуры приняло угрожающие масштабы… Развитие техносферы в нашей цивилизации опережает духовное осмысление происходящего и, в связи с этим, назревает общечеловеческий кризис», – писал в своей предсмертной записке в ЦК КПСС в 1986 г. после Чернобыльской катастрофы академик АН СССР В. А. Легасов.

И чем успешнее прогрессирует человеческий род в материально-техническом и даже научном развитии, тем активнее деградирует его человеческий облик. И вновь на острие этой деградации и примера разложения лидирует самая «высокоразвитая» из этнокультурных цивилизаций – западная. Много написано о пороках западного мира, однако ответа на вопрос «почему» нет по сей день. Более того, сегодня, после падения СССР, информационно-психологические операции меняют историческую картину человечества и рисуют Запад как генератор добра, прогресса и развития, а Россию (СССР), другие страны – «осью зла», изгоями и т. д. В 1938 г. известный немецкий философ и геополитик Вальтер Шубарт пытался ответить на этот же вопрос о деструктивном поведении Запада: «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души»1
Шубарт В. Европа и душа Востока, М., 2003, с. 26

Сказано весьма точно: Запад лишил человечество души, что мы и наблюдаем сегодня, наблюдали вчера и будем наблюдать завтра. Остается только добавить, что с развитием и прогрессом западный мир вытравливал из себя собственную душу, т. е. смысловую человеческую сущность. Но имел ли Запад душу, как основу сущности человека?

Похоже, душевными качествами на Западе обладали отдельные люди, но общество в целом этого достояния лишено. И потому стремится набором всех доступных средств и методов уничтожить душу других народов, создать биороботизированное население планеты, чтобы господствовать над миром. Однако было бы несправедливо отождествлять с этим монстром народы всех западных стран. Подавляющее большинство их – скорее жертвы некой стратегии и объекты оглупления, чем убежденные сторонники западного образа поведения. Древняя Греция подарила миру и европейским народам великую культуру, глубокие знания, идеи гуманизма. Именно греки закладывали основы будущей европейской цивилизованности. Эллины подарили на века человечеству Олимпиаду, пожалуй, одно из самых гуманных, консолидирующих народы мира, мероприятий. Сегодня Греция – изгой Евросоюза, возможно потому, что не вытравила из себя глубину человеческой сущности, сохранила не только первозданность христианства в лице православия, но и первозаданность самого человека. Тем не менее, западная «цивилизация» проявила себя в историческом процессе как самая жестокая, самая кровавая из всех существовавших и существующих ныне цивилизаций. Правды ради, и народы Востока, Африки и аборигены Америки, тоже далеко не ангелы. Николас Тинберген2
Тинберген (Tinbergen) Николас (р. 15.4.1907, Гаага), нидерландский зоолог и этолог. БСЭ.

По этому поводу писал: «Человек является единственным из видов, в котором борьба носит уничтожающий характер». Но все самое отвратительное, чем «богато» человечество, есть результат деятельности, прежде всего, западных государств, империй, народов. Некая мифическая жестокость поразила западное сообщество, которое, отнюдь, не унаследовало гуманистической школы древних греков и первоначальных основ христианства. Но Эллада, и первые римляне, увы, это не Запад и даже не Европа, а Средиземноморье, охватывающее и север Африки, и часть Азии. К тому же греки это, в культурном отношении, наследники египтян и финикийцев.

Великая Римская империя создавалась и развивалась на крови покоренных народов и племен. Из каждого, даже великолепного памятника времен Рима, сочится человеческая кровь. Принятие христианства также ознаменовалось кровью Христа, сотнями тысяч убиенных первохристиан, крестовыми походами с уничтожением иных народов, внутрихристианской междоусобицей. Покорение Восточной Азии, Океании, Американского континента вело не просто к завоеваниям, но к уничтожению целых цивилизаций с их древней культурой, традициями, верованиями. Уничтожение под корень – таков девиз «цивилизованной» Европы по отношению к другим народам. Оставляли в живых лишь тех, и в таком количестве, кто мог обслуживать и обогащать завоевателей. Верно подметил выдающийся британский историк (не очень почитаемый на Западе) Арнольд Тойнби:

«Агрессия является единственной формой общения Запада с внешним миром… В истории дипломатии западных держав, увлеченных западной демократией легко проступает список сплошных безумств и несчастий человечества»3
А. Тойнби. Цивилизация перед судом истории. М.,1996, с 106–107.

И такой подход к развитию человечества Запад демонстрирует по сей день. Заглядывая в историю западной цивилизации, трудно обнаружить в ней мессианские начала, бескорыстное служение прогрессу, всеобщему развитию. Интриги, заговоры, инквизиция, беспредельная жестокость, тайные общества, войны, сплошная ложь и вселенская несправедливость. И все ради обогащения и власти. Бог и совесть, присущие, в той или иной мере, другим народам мира, западному сообществу чужды. Само понятие «бог» западные сообщества приспособили опять же для целей обогащения и власти.

Дж. Блэк, американский писатель-исследователь в работе «Тайная история мира» пишет: «Наша легкая и сытая жизнь стала возможной благодаря кровопролитию, пыткам, воровству, несправедливости. В глубине души мы знаем это. Поэтому глубоко внутри нас существует ненависть к себе, которая не позволяет нам полностью проживать каждый момент и жить полноценной жизнью»4
Дж. Блэк. Тайная история мира. М.: Эксмо, 2009, с. 287.

Если верить библейским канонам о вечном противостоянии добра со злом, то в качестве зла однозначно предстает Запад. Так называемая западная цивилизация, по сути дела, с момента ее зарождения развязала и непрерывно ведет против человечества мировую войну, доводя ее в периоды полного затмения разума своих «элит» до высшей фазы безумия (уничтожение американских цивилизаций, Первая и Вторая мировые войны, рабство, Хиросима и Нагасаки) . Те же победы римских легионов, походы Александра Македонского, крестовые походы, захват колоний, «освоение» Америки, пиратские набеги на морском пространстве – это суть операции сплошной мировой войны. Просто средства Античности и Средних веков не были столь совершенны, но все, что удавалось достичь человеческому познанию, немедленно использовалось для войны, для уничтожения себе подобных. И все завоевания сопровождались диким насилием, разрушением, развратом. Здесь я не соглашусь с советским пропагандистским лозунгом – «звериный оскал империализма», поскольку он обижает животный мир, в том числе хищников. Ничего подобного мы не наблюдаем в «неразумном» животном стаде. Звери оберегают среду своего обитания, хищники не убивают стада антилоп ради развлечения, как не наблюдаем и однополых браков, торговли живым товаром, неистового разврата и прочих «общечеловеческих» ценностей. И опять же, в этом бесовстве и беспутстве лидирует Запад, втягивая в омут деградации человеческой личности всю планету.

...город, где ты живешь, не нуждается в объяснениях, он такой, какой он есть...вместе с тем правда никогда не бывает такой уж простой.
-
Кристофер Прист
-
Возможность заблудиться и остаться навсегда в "опрокинутом городе " способна напугать любого.
В какой-то момент кажется, подобный мир (настолько реальный и одновременно неправдоподобный ) может породить только вывихнутое воображение учителя математики. Потому как стены были выверены автором геометрически изящно, а кварталы домов расставлены точно, но вместе с тем сам город подчинен законам какой-то безумной, слишком сюрреалистической логики. Перелистните с десяток страниц, отсутствие картинок позволит самим дорисовать каскады образов.
Первое что бросается в глаза это линия горизонта, над которой возвышается ромбовидное солнце, неровная черта между землей и небом загибается и уходит бесконечно вверх. Это не оговорка. В этой вселенной все постулаты призывают к постоянному, безостановочному движению вперед, а сам мир, где живут люди вывернутом параболой вовнутрь (я предупреждал - с логикой этого города может разобраться только сумасшедший ). И если сомневаетесь, если решитесь двинутся в противоположное оптимуму направлению то будь готов к тому как безжалостно вздыбится земля, как тебя столкнет вертикальное небо и ты покатишься назад. Оптимум "опрокинутого мира " перемещается непрерывно, а вместе с ним перемещается пространство и время (по обе стороны от меридиана оно субъективно искажается, уйдя далеко вперед или назад можно состарится или остаться молодым ). И что бы жителям выжить, буквально все - рождение и воспитание детей, смог и клубы дыма, электричество и люминесцентный свет - все подчинено безостановочному движению вперед, остановка есть стагнация, неизбежное затухание и смерть.
Теперь представьте катящуюся по рельсам громадину, целый мир поставленный на колеса.
Взор выхватывает из тумана бесформенную сердцевину из стали, бетона и балок, нагромождение кусков неподходящего дерева, где механизмы вываливаются в стороны. Тесные ясли и комнатки, лачуги и залы, люки и лифты - о красоте никто не заботится. Медленно и непоколебимо, покачиваясь из стороны в сторону, громадина выползает из темноты. В глубине долины или на бескрайней пустоши она лишь затаилась, солнце вставая над горизонтом выхватывает клубок зданий, еще несколько минут и из мрака выпрыгивает весь город. Целый город катится рельсах с юга на север.
Хочется знать, чем все кончится. Прямо таки зуд нетерпения подгоняет, требует заглянуть на последнюю страницу.
Здесь все перемешано, какая-то стимпанковская задумка, обычно такими бывают сюжеты анимешных комиксов и популярные нынче young adult story . Юноша покинувший школу (как-то не прикольно писать ясли ) и не разу не бывавший за пределами черты привычных кварталов. Гильдия разведчиков, попасть в которую мечтает главный герой. Загадочная директива строго предписывающая как все должно быть и поиск отца.
Как важно было автору что бы мы поверили в существование "опрокинутого города ". В первых главах, где глазами Гельварда нас знакомят с историей необычного мира. Средина книги, когда вместе с главным героем пытаешься покинуть замкнутый круг и после тщетных попыток начинаешь верить, что ради выживания, мир на рельсах действительно должен непрерывно перемещаться в сторону меридиана (в противном случае он опрокинется ). И открытый конец книги когда перед нами по обе стороны раскидывается океан и идти больше некуда.
Меня хочется знать, чем кончиться история...

Роман Кристофера Приста , впервые изданный в 1974 году . Частично основан на одноимённом рассказе, опубликованном в журнале New Writings in SF 22 в 1973 году.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Фантастика, нонфикшн, книги по искусству #Прочитано

    ✪ «Опрокинутый мир»

    ✪ ЛТЮФ 2011 - ОБ №1 - Доклад "Жидкий мост" команды Crafters

    Субтитры

Публикации

Роман первоначально публиковался в Galaxy , выйдя на страницах журнала в четырёх номерах, с декабря 1973 по март 1974. Уже в мае 1974 года издательством Faber and Faber книга была опубликована отдельным изданием.

На русском языке впервые был издан в сокращённом переводе Олега Битова журналом «Иностранная литература», в 8-м номере 1983 года. Этот же перевод был отдельно издан в 1985 году в серии «Зарубежная фантастика» от издательства «Мир» . С тех пор перевод не переиздавался, полный текст романа также никогда не издавался на русском языке .

Сюжет

Первая и третья части рассказываются главным героем - Гельвардом Манном - от первого лица, вторая и четвёртая - от третьего лица.

Гельвард живёт в городе, называемом «Земля» или просто Городом, который постоянно движется по рельсам с юга на север, из прошлого в будущее, со средней скоростью примерно в одну милю за десять дней. Город вынужден постоянно двигаться на север, чтобы не отстать от некой точки, «оптимума», от которого Город относит движущаяся с севера на юг поверхность планеты. Из-за этого равномерного движения жители Города измеряют время в милях, например, совершеннолетие наступает в возрасте 650 миль.

Гельвард после достижения возраста 650 миль решает пойти по стопам отца и стать членом одной из верховных гильдий, гильдии разведчиков будущего. Он проходит ученичество по очереди во всех других верховных гильдиях, чтобы обучиться всем необходимым навыкам, после чего ему дают задание отправиться на юг, в прошлое. Пройдя далеко на юг, Гельвард убеждается, что его мир имеет довольно странную структуру гиперболоидного вида, на юге поверхность планеты расплющивается, бесконечно растягиваясь по сторонам, а «прошлое» и «будущее» являются не просто названием направлений, так как на юге время течёт значительно медленнее, чем около точки оптимума. Гельвард возвращается в Город с твёрдой уверенностью, что Городу жизненно необходимо постоянно двигаться к ускользающему оптимуму.

По прошествии некоторого времени Гельвард, разведывая местность в будущем, обнаруживает непреодолимое препятствие для Города - бескрайний водный простор. Как раз в это время он случайно встречает женщину по имени Элизабет Хан, которая утверждает, что прибыла из Англии, с Земли. Она очень удивлена существованием странного «города», так как на самом деле Город находится на Земле, на территории Португалии, а водная преграда, обнаруженная Гельвардом - Атлантический океан. Земля в прошлом пережила энергетический кризис, в результате которого цивилизация на части земного шара пришла в упадок. Элизабет отправилась в Англию, чтобы раздобыть сведения об этом городе, после чего вернулась и рассказала жителям Города правду о нём. Город - лишь передвижная исследовательская лаборатория, за двести лет до этого запущенная в Юго-Восточной Азии физиком Дистейном, который изобрёл способ получения неограниченного количества энергии благодаря так называемому транслатерационному генератору. Однако для получения энергии лаборатория с генератором должна держаться возле транслатерационного окна, постоянно передвигающегося по поверхности Земли, которое и провело Город через всю Евразию, будучи «оптимумом». Но транслатерационное поле имело побочные эффекты, влияя на органы чувств и генетический код жителей Города, из-за чего им казалось, что все астрономические объекты имеют гиперболоидную форму, а время течёт с другой скоростью вдали от транслатерационного окна.

Таким образом, Город будет вынужден остановиться на месте, несмотря на непринятие Гельвардом и некоторыми другими гильдиерами новой, опрокинутой картины мира.

Кристофер Прист


ОПРОКИНУТЫЙ МИР

ОПРОКИНУТЫЙ МИР

Моим матери и отцу

Как оглянешься окрест,
В мире много странных мест,
А присмотришься сурово -
В мире странном все не ново:
Труд с восхода дотемна
Да ошибок пелена.

Отдельные ситуации, описанные в этом романе, встречались в одноименном коротком рассказе, который был впервые опубликован в 22-м выпуске антологии «Новое в научной фантастике» (издательство «Сидгуик энд Джексон»). Однако, если не считать отчасти сходного фона, на котором развертывается действие, да имен двух-трех героев, между романом и рассказом в сущности нет почти ничего общего.

Кр. Прист

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Наконец-то мне исполнилось шестьсот пятьдесят миль. За дверью собрались гильдиеры: там должна произойти церемония, где меня примут в ученики гильдии. Трепетный знаменательный миг - словно итог всей моей предыдущей жизни.

Мой отец всегда был гильдиер, и сколько я себя помню, уже одно это создавало между нами громадную дистанцию. Я уважал его: жизнь гильдиера казалась мне увлекательной, освященной бременем ответственности и чувством цели. Отец ничего не говорил мне о своей работе, но его форма, его подчеркнутая сдержанность и частые отлучки из Города лучше всяких слов говорили о том, что он по горло занят делами первостепенной важности.

Еще немного - и передо мной откроется дорога в его заманчивый мир. Мне выпала высокая честь, на меня возложат какие-то интересные обязанности - ни один мальчишка, выросший в тесных стенах яслей, не совладает с волнением перед этим великим шагом.

Ясли представляли собой небольшое строение на южной оконечности Города. Они были совершенно обособлены - загон из нескольких коридоров, классных комнат и спален. С остальной частью Города ясли связывала единственная и, как правило, запертая дверь, а для физической разрядки оставались лишь маленький гимнастический зал и крохотная открытая площадка, стиснутая со всех сторон высоченными стенами соседних зданий.

Как и всех других детей, меня отдали на попечение персонала яслей сразу после рождения, и я не знал другой жизни. О матери у меня не сохранилось даже воспоминаний: она покинула Город, как только я родился.

Жизнь в яслях была однообразной, но вместе с тем не такой уж скучной. У меня завелись друзья, и один из них - парнишка по имени Джелмен Джейз. Он был на несколько миль старше и вступил в пору ученичества незадолго до моего. Теперь я надеялся, что встречусь с ним снова. С тех пор как Джейз достиг возраста зрелости, я виделся с ним лишь однажды - как-то раз он забегал в ясли на минутку. Джейз уже успел перенять у гильдиеров их озабоченный вид, и я, как ни бился, не узнал от него ничего. Зато теперь, когда я стану учеником гильдии, ему наверняка будет что мне рассказать.

В приемную, где я стоял, вышел администратор.

Все готово, - сказал он. - Ты помнишь, что тебе надо делать?

Тогда желаю удачи.

Я вдруг обнаружил, что дрожу, ладони у меня взмокли. Администратор, тот самый, что утром вывел меня из яслей, сочувственно усмехнулся. Он воображал, что понимает мое состояние, - но ведь ему известна была в лучшем случае половина уготованного мне испытания.

После церемонии посвящения меня ожидало еще кое-что. Отец уже сообщил мне, что условился о моей женитьбе. Я принял эту новость спокойно, поскольку знал, что гильдиерам положены ранние браки, и к тому же был знаком с избранницей. Ее звали Виктория Леру, мы вместе воспитывались в яслях. Общего между нами было немного - девочки в яслях были наперечет, а потому старались держаться спаянной группкой, - и все же мы не казались друг другу совсем посторонними. Хотя представить себя женатым человеком мне было все равно трудно: чтобы привыкнуть к этой мысли, нужно время, а мне его не дали.

Администратор бросил взгляд на стенные часы.

Ну что ж, Гельвард. Пора.

Мы обменялись коротким рукопожатием, он открыл дверь и вошел в зал. Я успел заметить, что в зале полно гильдиеров, а под потолком горят яркие светильники.

Администратор остановился сразу же за дверью и обратился к кому-то сидевшему сбоку на возвышении.

Ваша светлость лорд-навигатор, прошу вашего внимания.

Брух, администратор внутренней службы. По приказу главного администратора я привел юношу по имени Гельвард Манн, который желает стать учеником одной из верховных гильдий.

Ваши полномочия ясны, Брух. Введите соискателя.

Брух обернулся и взглянул на меня, и я, следуя его наставлениям, шагнул в зал. В центре зала была установлена небольшая кафедра, я приблизился к ней и замер.

И - поднял глаза.

Передо мной на помосте в сиянии прожекторов в кресле с высокой спинкой сидел пожилой человек. На нем был черный плащ с вышитым на груди кругом яркой белизны. Справа от кресла стояли трое мужчин, слева - тоже трое, все шестеро в плащах, с перевязями разных цветов через плечо. Перед помостом на полу толпились еще мужчины и несколько женщин. Там же находился и мой отец.

Все смотрели на меня, только на меня, и мое волнение усиливалось с каждой секундой. В голове не осталось ни единой мысли - заботливые наставления Бруха начисто вылетели из памяти.

В тишине, наступившей вслед за моим появлением, я уставился на человека, сидящего в центре помоста. Никогда за все детские и юношеские мили я в глаза не видел живого навигатора. В недавнем прошлом, в яслях, мы говорили о навигаторах с глубоким почтением, и даже самые дерзкие, если и позволяли себе какую-нибудь вольность в их адрес, то в самом тоне шутки все же слышалось преклонение перед людьми, почти легендарными. Тот факт, что один из навигаторов почтил церемонию своим присутствием, подчеркивал ее значение. Мелькнула мысль, что теперь-то будет чем похвалиться перед друзьями… но тут я вспомнил, что отныне и навсегда ничто не останется для меня таким, как прежде.

Брух выступил вперед и повернулся ко мне лицом.

Ваше имя Гельвард Манн, сэр?

Совершенно верно.

Похожие статьи

  • Что нужно для вышивания бисером

    Вышивка бисером в не давнем времени вошла в нашу жизнь и приобрела большую популярность.Профессиональные вышивальщицы или любители бисера скажут вам, что процесс вышивки чрезвычайно трудоемкий, требующий терпения и усидчивости.Оптимальные...

  • Готовое двухнедельное меню с учетом новых требований к рыбной продукции

    Оздоровительная область: Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)Тема: «Задания Маши и Медведя».Виды детской деятельности: игровая, конструктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская,...

  • Домашние платья – будьте дома неотразимы На что обратить внимание при выборе домашнего платья

    Каждая девушка должна выглядеть привлекательно даже тогда, когда ее никто не видит. Нет, макияж и каблуки дома носить никто не заставляет, но опрятную и удобную одежду для домашней носки выбрать, все же, следует. Современные...

  • Лечение инсульта в стационаре Инсульт лечение в стационаре

    Одним из серьезных заболеваний, часто возникающих вследствие гипертонической болезни, а также атеросклероза сосудов головного мозга, является инсульт. Лечение этой болезни при условии его успешности может продлить жизненную активность...

  • «Жидкое лезвие» для педикюра: инструкция

    И не порезаться теперь реально благодаря тому, что существует специальное средство. Она носит название «жидкое лезвие для педикюра». Сразу после своего появления на рынке оно приобрело огромную популярность. Во-первых, средство является...

  • Как заговорить чирий себе и ребенку лучшие заговоры

    Заговор от нарыва«Пресвятая матерь Богородица, великая помощница, помоги-пособи рабу Божьему… (имя), чтобы у раба Божьего… (имя) кровь не кипела, нарыв не нарывал, дерн не драл, кость не ломило, тело не гнило. Нож, нож, штопор, штопор,...