Занятие для детей про цифру 1. Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос. Пословицы и поговорки

Тема: Число и цифра 1.

Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1 и его графической записью.

Образовательная: познакомить с числом и цифрой 1

Коррекционно – развивающая: развивать мелкую моторику, корригировать восприятие

Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе в тетради

Оборудование: предметные картинки (Незнайка, луна, носорог, солнце, пальто, юбка, пиджак), образец написания цифры 1.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Ну-ка ты проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку “5”?

II . Основная часть.

1. Формирование новых понятий.

Ребята, сегодня на урок математики к нам пришёл Незнайка, но не с пустыми руками.

Посмотрим, что ещё нам приготовил Незнайка.

Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.

Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает.(Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня….. (луной)

Кто один имеет рог?

Отгадайте…. (носорог)

Что объединяет все эти загадки?

Какое число есть в каждой загадке?

А бывает два солнца, две луны?

Число и цифра один – это тема сегодняшнего урока.

Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.

Что лично у вас связано с числом 1 (день рождения, номер дома).

Посмотрите на рисунок и скажите, сколько предметов вы видите? (один пиджак, одна юбка, одно пальто).

2. Физкультминутка.

Движения выполняются по содержанию текста.

Мы – весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Мы мартышку провожаем

И урок наш продолжаем.

3. Работа в тетрадях.

Какие фигуры изображены на рисунке?

Чего больше?

Почему так считаете?

Обоснуйте ваше мнение (учащиеся соединяют стрелочками пары: круг-квадрат).

На сколько квадратов больше, чем кругов?

Раскрасьте лишний квадрат.

Вы закрасили 1 квадратик, показав, что квадратов больше, чем кругов.

А можно ли по-другому записать то, что остался 1 квадрат?

Число 1 можно записать с помощью цифры 1.

Вывешивается на доску образец записи цифры 1.

Это цифра - единица,

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему?

Начинает счет всему!

На что похожа цифра 1?

С.Я. Маршак написал так о единице:

Вот один, иль единица

Очень тонкая, как спица.

Посмотрите, как она пишется. (Учащиеся рассматривают в учебнике написание цифры 1, №5 с. 49).

Похожа единица на крючок,

А может, на обломленный сучок. Г. Виеру

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры Ф. Даглардж

4.Анализ образца

Из скольких элементов состоит цифра 1?

Из каких?

Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?

Тогда посмотрите, как я её буду писать.

Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.

Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.

При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.

Из серединки в уголок и с наклоном ножка.

5.Физминутка пальчиковая.

1, 2, 3, 4, 5 - вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик всё съел,

Потому и потолстел.

Учащиеся обводят в тетрадях цифру 1, затем пишут самостоятельно.

6. Самостоятельная работа на карточках.

Ученикам раздаются карточки с заданием геометрического характера.

Учитель объясняет задание.

Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.

Проверим. Покажите свои рисунки.

Что же вы разукрасили? (Скворечник)

III . Итог урока.

Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы изучали на уроке.

С каким числом познакомились?

Какой цифрой оно обозначается?

Где можно встретить такую цифру?

Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.

Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.

И один в поле воин.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.

Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.

По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.

Ребята, вы все очень хорошо работали. Отлично справились со всеми заданиями. Спасибо. Урок окончен.

Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2».

(Слайд 1)

Цель: Познакомить с числом 2, цифрой 2.

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.

2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, мыслительную активность. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Раздаточный материал: карточки с цифрами 1 и 2, карточки с разными рисунками- билетики, игральные кости, домино, монеты 1 и 2 рубля.

Ход занятия: (Слайд2)

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на паровозике на поиски удивительной птицы, которая очень похожа на цифру.

Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, что нам надо приобрести (билеты). На билетах изображены разные предметы, а на вагончиках фигуры. Найдите свой вагон, найдя ту геометрическую фигуру, которая похожа на предмет на билете.

Почему ты занял этот вагон (потому что у меня на билете нарисован воздушный шарик, он имеет форму круга.)

Первая остановка- «Лужайкина»

Перед детьми экран. (слаид 3)

Посмотрите, кто прибежал на лужайку? (зайчик) (слаид 3, щелчок)

Сколько зайчиков? (один)

Найдите и покажите ту цифру, которая показывает количество зайчиков. (слаид 3, щелчок,щелчок)

На экране появляется еще один зайчик. (слаид 3, щелчок)

Что изменилось? (прибежал еще один зайчик)

Сколько стало зайчиков? (два)

Как узнали? (посчитали)

Как получилось два? (был один зайчик, прибежал еще один- стало два) (слаид 3, щелчок)

Число два обозначим цифрой 2.

А вот это цифра два .
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Найдите и покажите цифру два.

Зайчата вдруг лисичку увидали и с полянки убежали. (слаид 3, щелчок)

Впереди новая остановка - «Лесная»

На экране составлена динамическая картинка из солнышка, елочки, тучек, грибочков.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая замечательная лесная полянка. Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветила все вокруг.

Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочкам.

(слаид 4, щелчок) Ну вот тучка закрыла солнышко, и пошел дождик.

Дождик полил и грибочки, и елочку. Когда дождик кончился, появилось снова солнышко. (слаид 4, щелчок)

На елку прилетела птичка (слаид 4, щелчок) , к птичке прилетела еще одна птичка (слаид 4, щелчок) .

Обрадовались солнышку и грибы под елкой, и после дождя выросли. (слаид 5, 2щелчка)

Затем воспитатель задает вопросы по картинке: (слаид 5, щелчок) .

Ребята, каких картинок у нас по одной? (1 солнышко, 1 елочка) (слаид 5, щелчки по очереди) .

Каких картинок две? (2 тучки, 2 птички,2 грибочка) (слаид 5, щелчки по очереди) .

Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка, 2 птички? (сначала прилетела птичка, затем прилетела еще одна птичка – стало 2 птички. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка) .

Как же мы с вам можем получить число 2? (К одному прибавляем один получается два) .

Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Прибавим еще одну елочку) .

А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно) .

Физминутка:

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки,

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(слаид 6,)

Следующая остановка «Озерная»

Посмотрите какая красивая птица- это лебедь, а на какую цифру она похожа?

(слаид 6, щелчок) .

Цифра два – чудная всё же:
На лебёдушку похожа.
Горделива, величава,
Всюду ходит, словно пава.
Очень дружит с единичкой,
Со своей родной сестричкой.
На две части делит ровно
И ведёт себя так скромно.
Очень жаль, когда за знанья
Двойку ставят в наказанье

Давайте посмотрим, какие задания про цифру 2 приготовили нам наши тетрадки.

Знакомство с цифрой 2.
Тетрадь № 1, стр. 32
- Покажите домино и игральные кости, где изображена одна точка. Как ещё можно показать, что речь идёт об одном предмете? Какую цифру вы знаете?
- А как показать, что речь идёт о двух предметах? Покажите две палочки.
- Кого вам напоминает цифра 2?

На кого похожа двойка ?
Может быть на утку? Стой ка!
Нет сравниться может с нею
Только лебедь, выгнув шею.

Где есть двойки ? Знаешь? Нет?
Вспомни-ка велосипед!
Это ведь не чудеса -
У него два колеса.
Есть два глаза у куницы,
Два крыла у каждой птицы.
Помнишь, что у человека
Есть два глаза и два века.
Две руки и две ноги…
Что ещё? Мне помоги!

Формирование знаний в практической деятельности .
Где мы встречаем цифру 2? (Номер, на часах, второй месяц февраль, второй день недели?

Как можно показать цифру 2? Написать, нарисовать, выложить из палочек, вылепить из пластилина.
Показать цифру 2 из пластилина (на столах у каждого пластилин заготовка).
Обведите цифру пальчиком. Запомните написание цифры 2. Прописывание в воздухе.

2,стр32 В этом задании закрепляется графический образ цифры 2 и проводиться через действия детей.

Физкультминутка. Пальчиковая игра «Счет».


(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

2. Повторение.

Работа по тетради № 4. Стр. 33

Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно
Задание выполняется с комментированием. Действия с предметами сопоставлять с числовыми равенствами. Предложить детям объяснить их и обвести числа, записанные пунктиром.

Первая часть красный прямоугольник, вторая часть-зеленый треугольник. Сложим их - в сумме получим красный прямоугольник и зеленый треугольник. Это целое.

Если к одному прибавить еще один, получим два: 1+1=2

Поменяем части местами. Теперь на первом месте зеленый треугольник, а на втором красный прямоугольник. Сумма не изменится: опять получим зеленый

треугольник и красный прямоугольник. И снова: 1+1=2

В большом мешке две фигуры- красный прямоугольник и зеленый треугольник.

Это целое. Если убрать красный прямоугольник, то останется зеленый треугольник.

Если из двух вычесть один, то получиться один: 2-1=1

Целое не изменилось. Теперь из него берем другую часть-зеленый треугольник.

Останется красный прямоугольник. Два минус один равно одному: 2-1=1

№5, стр 33

На этом задании закрепляются пространственные представления, воспитывается аккуратность, самостоятельность.

Посмотри на картинку. Что заинтересовало детей? Как назвать эти предметы одним словом (игрушки). Сколько игрушек слева от мяча, справа?

Раскрасть мяч в любимый цвет и ленточку, идущую от мяча, в тот же цвет.

На каком по счету узелочке, начиная слева, она закончилась? А какой по счету узелок начиная справа.

Вот и закончилось наше путешествие, ведь мы нашли птицу ЛЕБЕДЬ, которая так

похожа на цифру два.

Итоговая рефлексия.

-Понравилось вам путешествие?

- Что именно понравилось?

- С какой цифрой мы познакомились?

Поднимите две руки, два пальчика.

Сколько предметов обозначается этой цифрой?

- Молодцы!

Дома закончите ритм, не нарушая закономерности. Раскрасите игрушки и цифры 2

Список литературы.

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации».
2. Дополнительное пособие к практическому курсу математики «Раз – ступенька, два – ступенька…». Математика для детей 5 – 6 лет часть 1.

3.В.Волина, «Праздник числа» Занимательная математика для детей.

Людмила Батенькова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 1»

Цель:

Познакомить детей с числом и цифрой 1

Учить детей правильно выкладывать предметы на карточку с двумя полосками

Закреплять умение отличать и правильно называть предметы со словами «один» и «много», величину – «большой», «маленький»

Упражнять в написании цифры 1

Вызывать интерес к занятию

Оборудование :

    Картинки: белка, слон, медведь, волк, цапля, банан, орех, рыбка

    Игрушки (большие и маленькие) животных: белка – бельчонок, слон-слоненок, собака – щенок и др.

    Цифра 1

Раздаточный материал :

1.билеты (больше количества детей, с изображением одного и нескольких листочков)

2. карточки с двумя полосками

3. мишки (по количеству детей)

4. фишки (в виде цилиндров по пять штук на каждого ребенка)

5. листы белой бумаги и простой карандаш

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию в зоопарк, но чтобы попасть в зоопарк, нужны билеты. Кто правильно выберет билет с одним листочком, тот пойдет в зоопарк. Воспитатель выполняет роль контролера, проверяет билеты. Дети, выбрав правильно билет, садятся за партами. На доске появляются слон, белка, медведь и цапля. - Кого вы увидели в зоопарке? - Сколько белок? Лисичек? Медведей?

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму.

Слышите, вы, кто-то воет?

На другой стороне доски появляется картинка волка.

Это волк. Он здесь один,

Потому что нелюдим.

Со зверями он не дружен,

Да и им в друзья не нужен!

Что же делать? Как же быть?

Как зверей нам подружить?

Я знаю цифру одну,

Она поможет решить беду!

Появляется цифра 1. – Ребята, а вам никого не напоминает эта цифра? Приглядитесь повнимательнее к обитателям зоопарка. Да, ребята, она похожа на цаплю.

Единица - это птица,

Длинный клюв,

Сама как спица!

Просто птица мало ела,

И немного похудела.

Запомните, ребята, это цифра один, единица. В нашем зоопарке всех жителей по одному: один медведь, один слон, одна белка, один волк, одна цапля. Обозначим количество числом 1. Даже волк стал добрее и захотел подружиться со всеми. Ну, а чтобы звери на него не обижались, он решил всех угостить.

Проводится дидактическая игра «Угости животного». Картинки животных на доске, а картинки с едой у воспитателя на столе. – Матвей, как ты думаешь, кого мы угостим бананом? Подойди, угости. Сколько бананов ты дал слоненку? Покажи и назови это число. Так же с остальными животными. – Ребята, а как вы думаете, что любит мишка? Конечно, мишка любит мед. – Возьмите карточки. Проведите пальчиком слева направо по верхней полоске, а затем по нижней. – Теперь на верхнюю полоску положите одного мишку слева. Воспитатель спрашивает нескольких детей, по сколько мишек они выложили. – На нижнюю полоску слева направо поставьте несколько бочонков с медом (фишки). Воспитатель обращается к нескольким детям индивидуально: - Сколько медвежат? - Сколько бочонков с медом?

Физминутка.

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий,

Ногу левую-к груди,

Да смотри- не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый!

Ребята, вам понравилось в зоопарке? А чтобы мы научили дружить всех животных, у нас в классе появились игрушки. Они все разные по размеру. Проводится дидактическая игра «Чей малыш?» Цель игры закрепить у детей понятия «большой», «маленький». А также расширять знания о диких и домашних животных и их детенышах. Большие и маленькие игрушки стоят отдельно. Ребенок выбирает большую игрушку и подбирает к ней маленькую или наоборот. После этого называет пару, которую выбрал. Например: маленький щенок, большая собака и т.д. Итог. - С какой цифрой и числом сегодня познакомились? - На кого она похожа? - Что есть у единицы, как у нашей птицы? (Клюв). - Давайте ее нарисуем пальчиком в воздухе, а затем на ваших листочках.

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №5

Конспект НОД

по ФЭМП

в старшей группе ДОО

на тему

«Числа и цифры 1,2,3»

Подготовила: воспитатель I КК Е.Г. Самофалова

Тема : Числа и цифры 1,2,3, соотнесение количества предметов с цифрой, логическая задача на установление закономерностей, квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Задачи:

1.Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

2.Учить писать цифру 3;

3.Знакомить с пословицами, в которых упоминается число 3;

4.Учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

5.Учит выкладывать квадрат из счетных палочек;

6.Познакомить с тетрадью в клетку;

7.Учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку;

8.Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

9.Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Необходимые материалы: карандаши по количеству детей; раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход НОД:

1.Заучивание стихотворения И. Блюмкина.

Выгнув шею – гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

2.Иговое упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Жадным быть, разумеется, плохо.

Кого обманула лисица – пройдоха?

Припомните двух неразумных зверей

И сказку про них расскажите скорей.

(Два жадных медвежонка)

Нарисуйте под каждой картинкой столько кружков, сколько соответствует числу в отгадке.

3.Учимся писать цифру 3.

Воспитатель дает задание детям обвести цифру 3 по точкам, а затем написать в каждой клеточке до конца строчки.

4.Игровое упражнение «Нарисуй шарики».

Задание: Нарисуйте в каждом прямоугольнике шариков столько, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной под ним.

Сколько нарисовали шариков? (три)

Почему? (Потому что под ним написана цифра 3)

Воспитатель дает аналогичные задания со вторым и третьим прямоугольниками.

5.Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой: (Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,(Поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто (Приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил (Дети имитируют игру с погремушками)

Тема: Число и цифра 1

Цели: познакомить с цифрой 1 как символом, обозначающим число 1; научить соотносить понятия «числа» и «цифры».

Материал: карточка с цифрой 1, изображения неба с двумя солнцами и с двумя лунами, счетные палочки, кубики, шарики.

Ход занятия

1. Знакомство с числом 1, цифрой 1

Мышонок решил познакомиться с цифрами и пошел к ним в гости. Посмотрел он на небо. Что же увидел Мышонок? Что тут неправильно? (На небе должно быть одно солнце, другое солнце лишнее.) Пошел он дальше. Стемнело, наступила ночь. Что тут неправильно? (На небе должна быть одна луна, другая луна лишняя.)

Воспитатель, подтвердив, что луна одна и солнце одно, просит детей взять столько же кубиков.

Сколько вы взяли? (Один кубик.) Возьмите столько же шариков. Сколько вы взяли? Возьмите столько же палочек. Сколько вы взяли? Что общее у всех этих предметов? (Их всех по одному.) Это подарки для одной цифры. Для какой? (Для цифры 1.) Правильно. Число 1 обозначаем цифрой 1. (Воспитатель показывает карточку с цифрой 1.)

2. Работа в тетради

Давайте обведем пальчиком цифру 1. Сначала носик, а потом спинку. Потренируйтесь писать в воздухе, а затем в тетради до конца строки. Подчеркните цифру, которая получилась лучше всех. (Дети выполняют часть задания 5.)

Задание 1. Цифра 1 приготовила для Мышонка угощение. Тарелки с каким угощением она поставит на стол? Подчеркните их.

Задание 2. Посмотрите на рисунки и скажите, что упало? Сколько?

Задание 3. Нарисуйте рядом с Мышонком один грибок, один цветок, один листик, одну бабочку, одного жука, одну гусеницу.

3. Физкультминутка

Светит на небе луна,

И она всегда одна.

Солнце на небе одно,

Нам тепло дает оно.

И земля у нас одна,

Словно на небе луна.

Голова у нас одна,

Много думает она.

4. Работа в тетради

Задание 4. Цифре 1 нравится рисовать. Определите, какие рисунки сделаны цифрой 1, и отметьте их крестиком.

Задание 5. Научитесь правильно писать цифру 1. Напишите ее по образцу. Под каждой цифрой нарисуйте кружочек.

5. Игра «Человек-Барабек»

Воспитатель читает стихотворение, дети показывают смешного человека, пряча один глаз, руку и т. д.

Жил да был Человек-Барабек:

С одним глазом, с одним ухом,

С одной рукой, с одной ногой,

С одной щекой, с одной ноздрей,

С одним пальцем, с одним локтем,

С одной ладошкой, с одной пяткой.

Похожие статьи